• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Статья

Земельный рынок и строительство в Санкт-Петербурге: проблемы неполной спецификации прав и государственной квазимонополии на землю

Финансы и бизнес. 2010. № 3. С. 128-143.
Лимонов Л. Э., Вахрушева К. В.

Конституция Российской Федерации 1993 г. после 70-летнего перерыва вновь провозгласила право частной собственности на землю в России. При этом механизм приватизации земель и гарантии частной собственности не были четко оформлены законодательно вплоть до введения в действие Земельного кодекса РФ в 2001 г. Таким образом, в течение почти десяти лет частная собственность на землю существовала на основании президентских указов. Ситуация осложнялась также достаточно сложной организацией государственной власти в России. Поскольку СССР был унитарным государством, то субъект собственности был один — государство. В современной России государство представляют три уровня, обладающие правовой самостоятельностью: федеральная власть, региональная и муниципальная. Это означает, что земля, находящаяся в государственной собственности, должна быть разделена на федеральную, региональную и муниципальную собственность. Конфликт интересов между уровнями власти и отсутствие ясных принципов разграничения земель по формам собственности существенно тормозит полноценное вовлечение земель в хозяйственный оборот.