• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Статья

Трансформации современной гастрономической культуры и тоталитет фастфуда

Экономическая социология. 2013. Т. 14. № 5. С. 171-178.
Сохань И. В.

Данный текст представляет собой краткое описание исследовательского проекта, выполняемого15 января 2013 г. — 15 мая 2014 г. в рамках программы Научного фонда НИУ ВШЭ. В современном мире традиционная гастрономическая культура претерпевает глобальные трансформации. Роль гастрономических практик в формировании человеческой идентичности становится всё более очевидной. Специфика пищи как материаль- ного носителя символов и знаков, усваиваемых на уровне наиболее непосредственного телесного опыта, определяет её потребление в качестве сложной системы коммуникативных связей. Многие процессы в этой сфере серьёзны и глобальны: например, новые пищевые страхи; изменение статуса трапезы как постоянного топоса воспроизводства социальной и культурной идентичности. Гастрономическая символика интенсивно используется в рекламе в качестве соблазна. Фастфуд является нейтральной пищей с точки зрения национальных гастрономических культур и ста- новится приоритетным способом питания. Гастрономическая культура производит актуальный сегодня стандарт худого тела. Практика потре- бления пищи в форме фастфуда регистрирует новые способы не только гастрономических коммуникаций, но и взаимодействия человека и власти, нового гендерного порядка; можно утверждать, что именно в формате фастфуда, «МАК-пищи» впервые символическое содержание еды преодо- лело и поглотило её физический и технический аспекты.