• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Статья

Мышление и смерть: “Жизнь ума” в философской антропологии Ханны Арендт

Вопросы философии. 2013. № 11. С. 155-168.

Ханна Арендт не считала себя философом и не собиралась создавать общее учение о человеке. Однако Арендт писала философские сочинения, и она в той или иной мере никогда не теряла из виду все то, что происходило в немецкой философской антропологии в течение полувека, примерно, c середины 20-х гг., времени первоначального оформления проекта философской антропологии, до середины 70-х гг. Полемическая перекличка с философской антропологией образует один из важных, хотя и неявных сюжетов творчества Арендт. При этом именно с позиций философской антропологии переосмысливаются и некоторые аргументы Мартина Хайдеггера, одного из ее главных философских наставни- ков. Последним большим сочинением, которое Арендт не успела выпустить и даже подготовить к печати, была книга “Жизнь ума”, основанная на ее Гиффордских лекциях. Здесь, в особенности в первой части, названной “Мышление”, большое значение имеют рассуждения о том, что мышление представляет собой отрешенность от мира и в некотором роде смерть при жизни. Это роднит Арендт с основателем философской антропологии Максом Шелером, который назвал человека “аскетом жизни”. Но это же заставляет поставить воп- рос о том, как можно соединить такое понимание мышления с пониманием человеческой жизни как непрестанного начинания нового (натальности) и как жизни совместно с другими людьми