?
Империализм и национализм в романе Захара Прилепина «Санькя»
Спустя двадцать два года после исчезновения СССР российские интеллектуалы продолжают спорить о значении этого события. Некоторые из них интерпретируют его как распад империи и удар по национальным идентичностям и конструируют образ истории России как череды травматических сломов и глубоких кризисов. Такие интерпретации часто внутренне противоречивы, что не мешает им, однако, становиться частью или фундаментом различных империалистических и националистических идеологий. В данной работе я анализирую пример такого рода интерпретации, данной известным современным российским писателем, журналистом и публичным интеллектуалом Захаром Прилепеным в его романе «Санькя». Прилепин известен как интеллектуал, симпатизирующий ниционалистическим и империалистическим идеям Э. Лимонова и А. Проханова. Я задаю вопрос о том, как в этом романе описывается СССР, момент, когда он прекратил свое существование и современная Российская Федерация. Главный вывод, который я делаю, заключается в том, что СССР описывается как империя, а постсоветская история - как период распада существовавших до 1991-го года пространственных, поколенческих и социальных связей. Главный персонаж романа Саша Тишин занимает промежуточную позицию между всеми вышеперечисленными элементами этого разрыва: между деревней и городом, являясь одновременно этнографом и информантом, между поколениями его бабушки и дедушки и родителей и своим поколением, между русской территорией и территорией бывших советских республик Балтийского региона. Текст Прилепина создает впечатление рефлексии персонажей над этим событием, однако мой анализ показывает, их на первый взгляд рефлексивные реплики являются повторением одного и того же, смысл которого – не в описании и анализе, но в самом повторении.