?
Современные исследования особенностей применения метода рыночных сравнений на развитых и развивающихся рынках
Метод рыночных сравнений заключается в сопоставлении рыночных цен акций компаний-аналогов и фактически достигнутых финансовых результатов. Несмотря на то, что данный метод представляет собой достаточно простой подход к оценке стоимости компании по сравнению с доходным подходом, в процессе его применения возникает ряд вопросов, касающихся корректности выбора тех или иных мультипликаторов, точности полученной оценки, факторов межстрановых различий и корректировок, которые следует применять к выбранным мультипликаторам.
Главной проблемой при оценке рыночной стоимости компании является обоснование адекватности выбранной методологии с учетом особенностей функционирования компании и внешней конъюнктуры рынка, что является важным как с практической, так и с теоретической точки зрения. Сравнительный подход предполагает оценку капитала компании посредством выбора аналогичных компаний, что порождает необходимость наличия сформированного ликвидного рынка с функционирующими сходными компаниями. Отсюда вытекает ряд сложностей и проблем, связанных с применением данного метода, который приводит к необходимости более глубоко анализа.
Помимо существования различных подходов к применению сравнительного метода оценки в исследованиях выделяется целый ряд потенциальных факторов, влияющих на различия мультипликаторов компаний на разных рынках, в силу чего возникает вопрос выбора корректировок для применения к показателям компаний, функционирующих в разных странах, в виду того, что не существует абсолютно идентичных компаний и рынков. Кроме того, понимание драйверов и детерминант применяемых мультипликаторов позволяет проводить более качественную оценку стоимости компании, а также принимать более корректные решения по выбору компаний-аналогов. Еще одной составной частью данного подхода является последующий анализ точности отражения оценки посредством выбранных мультипликаторов и минимизация ошибки при оценке. В научной литературе существует множество подходов и методов, разработанных с целью более корректного отражения данных особенностей в стоимости. В статье предпринята попытка обобщения современных исследований в этой области, на основе которой проведен анализ отличительных характеристик компаний и рынков, которые необходимо учитывать при оценке бизнеса методом мультипликаторов.