?
Влияние феноменологической философии на становление исходных философских установок М. Хайдеггера
ИНИОН РАН
,
1998.
В данной статье освещается преемственность хайдеггеровского варианта феноменологической философии по отношению к гуссерлевскому. Рассматриваются предпосылки, обусловившие философский выбор М. Хайдеггера в пользу феноменологического метода Э. Гуссерля. Эти предпосылки суть следующие: 1) гуссерлево представление о феноменологическом созерцании; 2) феноменологическое положение об интенциональности познания; 3) гуссерлева теория материального априори и категориального созерцания; 4) трансцендентальный характер феноменологического познания.
Приоритетные направления:
гуманитарные науки
Язык:
русский
Ищенко Н. И., / ИНИОН РАН. Серия рег. № 53441 от 17.03.1998 "Деп. в ИНИОН РАН". 1998.
Характеризуя процесс трансформации тематического предмета гуссерлевой феноменологии в философии М. Хайдеггера, мы можем сказать, что решающим обстоятельством на пути преодоления позиций философии Гуссерля и определения нового предмета феноменологии явилось для Хайдеггера осознание приоритетной роли самого бытия по отношению к любому способу бытия (включая бытие сознания) и, как следствие, отказ от феноменологического (чистого) сознания как единственной почвы подлинного философского анализа ...
Добавлено: 30 сентября 2013 г.
Ищенко Н. И., Антиномии 2016 Т. 16 № 2 С. 39-62
Данная статья посвящена проблеме трансформации тематического предмета гуссерлевой феноменологии в философии Мартина Хайдеггера. Автор выясняет, почему невзирая на существенную близость философских позиций Э. Гуссерля и М. Хайдеггера последнему пришлось оставить позиции учителя и определить предмет феноменологии по-новому. При ответе на этот вопрос рассмотрены две точки зрения. Первая касается концепции феноменологии как трансцендентальной философии. Подчеркнуто, что ...
Добавлено: 17 февраля 2017 г.
Ищенко Н. И., Антиномии 2018 Т. 18 № 3 С. 27-46
Предметом исследования является хайдеггеровское экзистенциально-онтологическое рассмотрение феномена человеческого бытия (Dasein - «вот-бытия») как трансцендирующей структуры. В работе обосновывается вывод о том, что истолкование данного бытия в аспекте интенциональности сознания - то есть как «трансценденции» в понимании М. Хайдеггера - означает выход за пределы Гуссерлевой феноменологии. Так, поставив вопрос об интенциональности как о специфическом способе бытия (но не познания), Хайдеггер, в отличие от Э. Гуссерля, трактует последний не как акт, имманентный сознанию, ...
Добавлено: 21 октября 2018 г.
Ищенко Н. И., Сибирский философский журнал 2016 Т. 14 № 1 С. 256-265
Данная статья посвящена проблеме тематического предмета феноменологической онтологии М. Хайдеггера. В работе выясняется, почему Хайдеггеру пришлось оставить философские позиции Гуссерля и определить предмет феноменологии по-новому. Обосновывается также тезис о том, что решающим обстоятельством на пути преодоления Хайдеггером исходных установок философии Гуссерля явилось осознание Хайдеггером приоритетной роли самого бытия как тематического предмета философствования по отношению к ...
Добавлено: 17 февраля 2017 г.
Васильева Е. С., , in : Rationality in Action: Intentions, Interpretations and Interactions. : St. Petersburg : Aletheya, 2015. P. 190-199.
Каким образом осуществляется взаимосвязь сознания и тела в действии? Данная статья рассматривает данный вопрос с феноменологической точки зрения. Во-первых, мы опишем несколько основных феноменологических установок относительно проблемы экстернальности и интернальности как разделения мира на мир субъекта и мир вещей. Эти установки были сформулированы еще основателем феноменологического движения Эдмундом Гуссерлем. Во-вторых, мы представим гуссерлевское понимание телесности. ...
Добавлено: 2 ноября 2015 г.
Лаврухин А. В., Вестник Томского государственного университета. Философия. Социология. Политология 2014 № 4 (28) С. 318-329
В статье анализируется гуссерлевский проект обновления европейского культурного человечества в контексте генезиса практической философии Гуссерля, экзистенциальных мотиваций появления идеи обновления (Erneuerung) и в перспективе его адаптации к современности. В центре внимания - гуссерлевский тезис об интернационализации феноменологическим «духом автономии». Тематизируя проблему согласования универсально-теоретического и конкретно-практического измерений идеи обновления, автор эксплицирует социально-критический и культуротворческий потенциал феноменологии ...
Добавлено: 11 ноября 2014 г.
Ищенко Н. И., История философии 2020 Т. 25 № 2 С. 55-68
Знакомство с основными трудами Мартина Хайдеггера, такими, например, как «Бытие и Время», едва ли возможно без понимания исходных, нацеленных на критику европейской традиции исследовательских установок их автора, – а именно без осознания коренной взаимосвязи экзистенциального анализа Хайдеггера и деструкции традиционного метафизического знания. Данная взаимосвязь, будучи следствием принципиальной взаимозависимости онтического и онтологического уровней философского исследования Хайдеггера, ...
Добавлено: 11 июля 2020 г.
Шиян А. А., Трансцендентальный журнал 2020 № 1 С. 12
В статье рассматриваются особенности кантовского проекта дескриптивной метафизики и его развитие в трансцендентальной феноменологии Гуссерля. Проект дескриптивной метафизики Канта можно рассматривать в трех смыслах: как трансцендентальную философию вообще, занимающуюся исследованием познания, как метафизику опыта, нацеленную на изучение первопринципов опыта мира и как выявление структуры нашего мышления о мире. Все эти варианты дескриптивной метафизики получили свое ...
Добавлено: 7 ноября 2020 г.
Чернавин Г. И., Nordhausen : Verlag Traugott Bautz GmbH, 2011
Der Verfasser vertritt die These, dass die Perspektiven des phänomenologischen Projekts in einer Weiterentwicklung der phänomenologischen Methodenlehre bestehen. Die vorliegende Studie behandelt daher drei methodologische Strategien der Spätphilosophie Edmund Husserls. Als Projekte bilden sie drei methodologische Alternativen innerhalb der Husserlschen Phänomenologie und umschreiben drei Perspektiven: die "transzendentale Archäologie des Bewusstseins" (Rekonstruktion der Urstiftungen und Abbau-Analyse ...
Добавлено: 3 октября 2014 г.
Маяцкий М. А., Cahiers du Monde Russe 2011 Т. 52 № 4 С. 842-845
Рецензия на сборник, призванный не только отследить, но и наметить новые подходы в современной феноменологии вообще и на стыке австро-немецкого и славянско-русского культурных и интеллектуальных полей. ...
Добавлено: 24 января 2013 г.
Лаврухин А. В., Problemos 2015 No. 87 P. 133-141
Добавлено: 8 ноября 2014 г.
Кирсберг И. В., Философия и культура 2012 № 11 С. 29-38
В первой части статьи обосновано понимание богословия как не науки: по феноменологически выявляемым особенностям чувства в отличие от мышления показано ценностное, а не познавательное качество богословия. По особенностям взаимодействия чувства и мышления, соответственно с различением видов соподчинения ценности и знания, показана неоднородность богословия как дисциплины – с преобладанием ценностного. Таким же образом предусмотрено религиоведение – ...
Добавлено: 31 января 2013 г.
Даль Э., Гиргель Д., Наливайко И. и др., В : Логвінаў, 2015
Издание представляет собой авторизированный перевод сборника Phenomenology of Everyday Life белорусско-норвежского коллектива авторов, вышедшего на английском языке в Осло в 2014г. В сборнике с различных дисциплинарных точек зрения рассматриваются теоретические и практические аспекты изучения феноменологии повседневности (спорт, фотография, онлайн-игры, театр и др.). ...
Добавлено: 22 ноября 2015 г.
Рябушкина Т. М., Антиномии 2015 Т. 15 № 1 С. 28-44
Идея пререфлексивного самосознания – ответ на трудности классической (рефлексивной) теории самопознания, связанные с поиском источника сознания, который не может быть дан в самом опыте. Можно ли говорить о существовании классической модели трансцендирования опыта? Если да, то в чем ее суть и принципиальные трудности? Позволяет ли идея пререфлексивного самосознания выработать альтернативу классической модели?
Результатами рефлексии о сознании ...
Добавлено: 14 марта 2015 г.
Мирошниченко М. Д., Философские науки 2020 Т. 63 № 4 С. 46-63
Статья посвящена реконструкции обсервационной философии Александра Пятигорского в контексте противостояния двух версий трансцендентального проекта человека в мире. Первый проект акцентирует внимание на инвариантной, функциональной организации познающих систем, абстрагируясь от телесной, аффективной и феноменологической реализации этой организации. Второй, напротив, делает основную ставку на феноменологической перспективе опыта данности, всегда уже зависящего от того, чей это опыт и ...
Добавлено: 26 января 2020 г.
Павлов И. И., Философия. Журнал Высшей школы экономики 2018 Т. II № 4 С. 51-89
В статье анализируются трансформации, которые претерпевает феноменология смерти М. Хайдеггера в работах В. В. Бибихина. Для этого феноменология смерти Бибихина рассматривается в контексте онтологии времени, представленной в лекционном курсе «Пора» и существенно отличающейся от темпоральной структуры «Бытия и времени». Главным отличием становится сближение в «Поре» прошлого и будущего, каждое из которых дано человеку как та ...
Добавлено: 3 января 2019 г.
Ямпольская А. В., Вестник РГГУ. Серия "Философские науки. Религиоведение" 2013 Т. 11 № 112 С. 39-50
В «Бытии и времени», а также в примыкающих к этой работе лекционных курсах Хайдеггер разворачивает методический жест Гуссерля: уже не метод определяет предмет, но, напротив, предмет феноменологии как способ встречности бытийных структур определяет феноменологический метод как метод их «вычитывания» или «расчистки». Легитимной областью философской работы становится не отраженный в запаздывающем зеркале рефлексии феномен, а тот ...
Добавлено: 24 марта 2014 г.
Руткевич А. М., Вопросы философии 2019 № 12 С. 118-131
В статье проводится мысль о том, что для А. Кожева на протяжении
его курса «Введение в чтение Гегеля» центральной фигурой являлся
«гештальт» интеллектуала. Автор статьи подчеркивает: начало перехода от отношения господства и рабства к буржуазному миру Кожев видит уже в поздней Римской империи, а в Новое время мы имеем дело
с преобладанием буржуа как человеческого типа. Интеллектуал Кожева ...
Добавлено: 18 декабря 2019 г.
Kirsberg I.W., Journal for the Study of Religions and Ideologies 2019 Vol. 18 No. 52 P. 142-155
This paper provides a foundation for a form of phenomenology, namely
phenomenological, that rejects the traditional phenomenology of religion in order to
provide a cognitive and non-theological discipline in the study of religion. Proposed
amendments to phenomenology are based on the ideas of E. Husserl. The simultaneous
strict distinction and necessary cooperation between facts and phenomena provided by the
impurity ...
Добавлено: 24 февраля 2019 г.
Чернавин Г. И., Horizon. Феноменологические исследования 2013 Т. 2 № 1 С. 28-47
В этой статье рассматриваются проблематика имманентной телеологии опыта в рамках трансцендентальной феноменологии, в том числе такие проблемы как наполнение интенции, адекватная очевидность, импликации разума в опыте. Отдельное внимание уделяется тематике Вещи, которая рассматривается как «регулятивная идея» и как τέλος. В статье также обсуждается синтез согласованности опыта и мысленный эксперимент по нарушению согласованности. В заключение будут ...
Добавлено: 14 октября 2014 г.
Лаврухин А. В., Мысль: Журнал Петербургского философского общества 2011 № 11 С. 32-51
В статье дан систематический сравнительный анализ философских концепций Э. Гуссерля, Ф. Брентано и представителей школы брентанистов. Критически переосмысляя попытку инкорпорировать феноменологический проект Гуссерля в концепцию Брентано и брентанистов, автор выявляет принципиальные методологические различия двух направлений и показывает формы проявления этих различий через анализ феноменов восприятия, идеации, представления, интенциональных предметов. Проделанный анализ позволяет прояснить вопрос о ...
Добавлено: 10 ноября 2014 г.
Малинкин А. Н., Вопросы философии 2015 № 11 С. 175-186
В фокусе сравнительного анализа – две фундаментальные проблемы методологий М. Шелера и К. Манхейма: обоснование нового социоцентрического способа мышления, представленного в социологии знания, и проблема объективности познания, связанная с отражением угрозы релятивизма. При различиях в базовых предпосылках и путях решения указанных проблем в воззрениях двух мыслителей обнаруживаются неожиданные существенные сходства. Они дают основания для изменения ...
Добавлено: 3 марта 2016 г.