?
Conjunctions can guide attention through visual search
Высшая школа экономики
,
2013.
Уточкин И. С.
«Ведомый поиск» - это механизм, контролирующий и оптимизирующий работу внимания во время зрительного поиска и позволяющий человеку обращать внимание только на высоко релевантные объекты. Например, когда мы ищем сочетание двух признаков, мы способны выбрать определенное подмножество, помеченное каким-либо признаком (например, все объекты одного цвета), еще до фокусировки внимания на конкретных объектах. Стандартные модели предполагают, что только отдельные признаки могут «вести» внимание, поскольку только они доступны на предвнимательной стадии зрительного анализа, а информация об их сочетаниях на данной стадии не доступна. В настоящей статье показывается, что на зрительный поиск влияет не только распределение признаков по зрительному полю, но и их сочетание в конкретных объектах. Результаты показыват, что люди не могут воспринимать «чистые», несвязанные признаки при селекции релевантных подмножеств. Этот главный результат указывает на необходимость пересмотра стандарьных моделей «ведомого поиска». Предположительно, эти результаты могут быть объяснены с привлечением понятия распределенного внимания, которое репрезентирует множественные объекты как не точно связанные сущности.
Ключевые слова: зрительный поискпризнакvisual searchguided searchfeatureconjunctiondistributed attention"ведомый поиск"сочетаниераспределенное внимание
ПУБЛИКАЦИЯ ПОДГОТОВЛЕНА ПО РЕЗУЛЬТАТАМ ПРОЕКТА:
Уточкин И. С., Методология и история психологии 2012 Т. 7 № 4 С. 87-81
Обзор посвящен современному подходу, призванному объяснить относительно легкое восприятие больших множеств однотипных объектов (зрительных ансамблей), несмотря на жесткие ограничения объема внимания. Согласно этому подходу, зрительная система извлекает и кодирует абстрактные статистические свойства ансамблей, такие как среднее по разным признакам или их численность. Эти статистические свойства рассматриваются как глобальные признаки, предшествующие детальному восприятию признаков отдельных объектов. ...
Добавлено: 1 февраля 2013 г.
Горбунова Е. С., Экспериментальная психология 2017 Т. 10 № 1 С. 38-52
Настоящее исследование посвящено изучению роли пространственной рабочей памяти при решении задачи зрительного поиска множественных стимулов, в частности, в возникновении эффекта «пропусков при продолжении поиска» (ПППП). Данный эффект заключается в пропуске второго целевого стимула после успешного нахождения первого целевого стимула. Одно из теоретических объяснений эффекта «пропусков при продолжении поиска» состоит в том, что нахождение первого целевого ...
Добавлено: 26 января 2017 г.
В эксперименте испытуемые запоминали объекты в условиях, когда они были ранее названы или одним словом, или двумя. Как оказалось, наличие двух слов привело к ухудшению запоминания индивидуальных свойств предметов, в отличие от условия с одним словом. Такой эффект интенции значения - спонтанной активацией категоризации в присутствии слова – впервые обнаружен на искусственном материале. ...
Добавлено: 2 января 2013 г.
Горбунова Е. С., Фаликман М. В., Advances in Cognitive Psychology 2019 No. 2 P. 75-88
Добавлено: 29 мая 2019 г.
Уточкин И. С., Journal of Vision 2013 Vol. 13 No. 3 P. 1-14
Four experiments were performed to examine the hypothesis that abstract, nonspatial, statistical representations of object numerosity can be used for attentional guidance in a feature search task.Participants searched for an odd-colored target among distractors of one, two, or three other colors. An enduring advantage of large over small sets (i.e., negative slopes of search functions) was ...
Добавлено: 30 июля 2013 г.
Восприятие размера индивидуальных объектов в ансамблях при сфокусированном и распределенном внимании
Булатова М. Е., Уточкин И. С., Психология. Журнал Высшей школы экономики 2013 Т. 10 № 3 С. 44-53
При восприятии больших множеств объектов наблюдатель способен с большой точностью выделять статистические параметры множества, продолжая при этом воспринимать совокупность отдельных объектов, а не абстрактный параметр. В данном исследовании мы изучаем, насколько искажается восприятие характеристик индивидуального объекта, окруженного другими объектами, формирующими ансамбль, при сфокусированном и распределенном внимании. Участникам исследования предъявлялись наборы от 1 до 16 кругов ...
Добавлено: 3 октября 2013 г.
Тюрина Н. А., Уточкин И. С., Вопросы психологии 2014 № 4 С. 107-117
Многие характеристики множества объектов могут быть представлены в виде сводной статистики по всему множеству. Статистические свойства рассчитываются как глобальная характеристика множества объектов при восприятии свойств отдельных объектов. Предположительно, статистические свойства множества могут быть связаны с эффективностью зрительного поиска. Проведено экспериментальное исследование на материале зрительного поиска объекта по размеру, где изучалась зависимость скорости поиска от сходства ...
Добавлено: 6 октября 2014 г.
Добавлено: 20 августа 2019 г.
Горбунова Е. С., Волченкова Е. А., Вопросы психологии 2016 № 5 С. 126-134
В работе изучалась роль рабочей памяти в возникновении эффекта «пропусков при продолжении поиска». Данный эффект представляет собой пропуск второго целевого стимула после успешного обнаружения первого целевого стимула в задаче зрительного поиска. Одна из теорий данного эффекта связывает пропуск второго целевого стимула с тем, что уже найденный первый целевой стимул истощает ресурсы рабочей памяти и тем ...
Добавлено: 27 сентября 2016 г.
Фаликман М. В., Методология и история психологии 2012 № 4
В статье обсуждаются исследования внимания в когнитивной психологии, освещается роль метафор в развитии этих исследований, анализируется переход от парадигмы фильтрации к парадигме селективной установки, обсуждаются проблемы объектно-ориентированного и пространственно-ориентированного внимания, взаимодействия восходящих и нисходящих процессов в обработке зрительной информации, описываются активно разворачивающиеся в последние годы исследования зрительного поиска и феноменов функциональной слепоты по причине невнимания, ...
Добавлено: 17 января 2013 г.
Zou B., Уточкин И. С., Liu Y. и др., Attention, Perception and Psychophysics 2017 Vol. 79 No. 2 P. 473-483
Добавлено: 16 октября 2016 г.
Тюрина Н. А., Уточкин И. С., Вопросы психологии 2013
Недавние исследования показали, что многие характеристики множества объектов могут быть представлены в виде сводной статистики по всему множеству, например, средний размер объекта в множестве. Статистические свойства рассчитываются как глобальная характеристика множества объектов при восприятии свойств отдельных объектов. Предположительно, статистические свойства множества могут быть связаны с эффективностью зрительного поиска. Для проверки этого предположения проведено экспериментальное исследование ...
Добавлено: 25 октября 2013 г.
Горбунова Е. С., Козлов К. С., Ле С. Т. и др., / Высшая школа экономики. Series PSY "Psychology". 2017.
Добавлено: 20 ноября 2017 г.
Уточкин И. С., Юревич М. А., Journal of Experimental Psychology: Human Perception and Performance 2016 Vol. 42 No. 7 P. 995-1007
Добавлено: 24 октября 2014 г.
Добавлено: 8 октября 2017 г.
Уточкин И. С., Булатова М. Е., Attention, Perception and Psychophysics 2014
When briefly presented with multiple objects observers are able to represent them by summary statistics. However, they still see a number of distinct objects rather than abstract statistics. We studied what information is accessible about an individual surrounded by other items together forming a visual ensemble. Observers were briefly presented with sets of 1 to ...
Добавлено: 25 октября 2013 г.
Рубцова О. С., Горбунова Е. С., Acta Psychologica 2021 Vol. 219 Article 103375
Добавлено: 8 августа 2021 г.
Горбунова Е. С., Современная зарубежная психология 2020 Т. 9 № 2 С. 107-116
В статье описываются основные результаты современных зарубежных исследований с модификациями классических задач зрительного поиска, а также предлагается классификация таких модификаций. Суть зрительного поиска состоит в поиске целевых стимулов среди дистракторов, при этом стандартная задача предполагает поиск одного целевого стимула, который, как правило, является простым объектом. Модификации стандартной задачи могут включать в себя присутствие на экране ...
Добавлено: 6 июля 2020 г.
Павлова А. А., Березанцева М. С., Кувалдина М. Б., Вестник Ярославского государственного университета им. П.Г. Демидова. Серия Гуманитарные науки 2015 Т. 4 № 34 С. 122-127
С целью исследовать нарушения внимания при шизофрении 15 пациентам с диагнозом F20.0 «Параноидная шизофрения» и 15 здоровым испытуемым были предложены 2 типа заданий на зрительный поиск. Значимых различий в эффективности зрительного поиска обнаружено не было ни для автоматических, ни для контролируемых процессов обработки информации. Была предпринята попытка объединить оба типа заданий в парадигме «слепота по ...
Добавлено: 5 октября 2018 г.
Сысоева Т. А., Овсянникова В. В., Психология. Журнал Высшей школы экономики 2015 Т. 12 № 2 С. 160-171
В исследовании предпринята попытка изучить связь показателей эмоционального интеллекта со скоростью переработки эмоционально окрашенной информации. Вслед за зарубежными исследователями, проводящими параллель между психометрическим и эмоциональным интеллектом в отношении их связи со скоростью переработки информации, мы предполагаем, что в основе индивидуальных различий по эмоциональному интеллекту может лежать скорость переработки эмоциональной информации. В исследовании приняли участие 104 ...
Добавлено: 30 октября 2015 г.
Красовская С. В., Жуликов Г. А., Макиннес У. Д., / Издательский дом НИУ ВШЭ. Series WP BRP "PSYCHOLOGY". 2018. No. 93/PSY/2018.
Добавлено: 15 октября 2018 г.
Ле С. Т., Горбунова Е. С., Вопросы психологии 2019 № 6 С. 1-10
Рассматривается один из феноменов, наблюдаемых при решении задачи зрительного поиска, – асимметрия зрительного поиска, которая состоит в том, что поиск стимула типа А среди дистракторов типа Б может быть более быстрым и более эффективным, чем поиск Б среди А; при этом, как правило, различие между стимулом типа А и стимулом типа Б состоит в наличии ...
Добавлено: 22 февраля 2021 г.