М. : Канон+, 2010
В 2007 г. мировая философская общественность отметила 200-летие выхода в свет выдающегося произведения гениального немецкого философа Г.В.Ф.Гегеля "Феноменология духа". В честь этого события в Институте философии РАН состоялась Международная конференция. В ней приняли участие видные гегелеведы России, Германии, США, Англии, Японии, Литвы. В основу настоящей книги положены доклады, сделанные на конференции, или тексты, специально представленные ...
Добавлено: 10 апреля 2013 г.
Резвых П. В., / Basic Research Programme. Series HUM "Humanities". 2015. No. 91.
Добавлено: 4 апреля 2015 г.
Рапопорт Е. В., В кн. : Философия. Язык. Культура (Вып.3). Вып. 3.: СПб. : Алетейя, 2012. Гл. 16. С. 177-193.
В статье осуществлено сравнение герценовского и гегелевского понятий философии истории. В то время как Герцен утверждает, что история есть процесс развития без какой бы то ни было предустановленной цели, Гегель (чьи работы были очень важны для русских интеллектуалов герценовского поколения) провозглашает историю оконченной с созданием Наполеоновской Империи и его собственной (Гегеля) философии. ...
Добавлено: 16 февраля 2013 г.
Мотрошилова Н. В., В кн. : «Феноменология духа» Гегеля в контексте современного гегелеведения. : М. : Канон+, 2010. С. 74-102.
Добавлено: 10 апреля 2013 г.
L. : Bloomsbury, 2018
Добавлено: 21 января 2016 г.
Гаспарян Д. Э., В кн. : Онтология негативности. : М. : Канон+, 2015.
Тема настоящего исследования – демонстрация ключевых трансформаций, произошедших в практике освоения категории негативности в современной философии. Можно выделить четыре основные стратегии «обращения» с негативным: 1. «Парменидовская/(Аристотелевская)» (классическая) стратегия, рекомендует исключить несуществующее из плана существующего, по определению; 2. «Платоновская» (классическая), предлагает почти онтологизировать негативное в качестве причины преходящей и текучей длительности мира, однако, не позволить состояться ...
Добавлено: 31 января 2014 г.
Новиков Д. В., Русский журнал 2013 № 12 03 14
Гегелевская концепция революции и концепция «трансгрессии» Ж.Батайя. Связь исторической сцены революции и драматургии истории. Позволяет ли революция, понятая как "трансгрессия" или "шаббад", помыслить свободу по ту сторону смерти? ...
Добавлено: 24 марта 2014 г.
Чепурин К. В., Симф. : СГТ, 2011
Монография преподавателя факультета философии НИУ "Высшая школа экономики" К. В. Чепурина посвящена исследованию зрелой ("берлинской") антропологической мысли Г. В. Ф. Гегеля в контексте его философии духа. В монографии устанавливается фундаментальное значение антропологии в поздней мысли Гегеля, анализируются гегелевские понятия интенсивности души и антропологической судьбы, определяется место антропологии в логике субъективного духа (антропология — феноменология — ...
Добавлено: 7 февраля 2013 г.
Чепурин К. В., Философские науки 2012 № 3 С. 67-76
Задача этой статьи – отталкиваясь от гегелевской антропологии, по-новому взглянуть на его философию природы и показать, что она имеет важнейшее антропологическое основание. Такого рода антропологический анализ позволит поставить под вопрос одну из основных линий критики гегелевской натурфилософии, традиционно утверждающую, что Гегель обесценивает природу, принимая тем самым и поощряя безграничную эксплуатацию природы человеком. Мы убедимся, что ...
Добавлено: 25 октября 2012 г.
Чепурин К. В., Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Серия 1: Богословие. Философия. Религиоведение 2012 № I:2 (40) С. 95-110
Статья утверждает важную взаимосвязь антропологии, христологии и эсхатологии в поздней, «берлинской» мысли Гегеля. Согласно предлагаемому здесь взгляду, именно трёхчастное событие Христа (Воплощение-Смерть-Воскресение) задаёт у Гегеля как саму возможность антропологии в её гегелевском смысле, так и структуру его философии субъективного духа. Иными словами, по Гегелю, каково у человека представление о Боге, такова и его антропология. Кроме ...
Добавлено: 25 октября 2012 г.
Болдырев И. А., Herrmann-Pillath C., / Basic Research Programme. Series HUM "Humanities". 2012. No. 05.
This paper explores the implications of the recent revival of Hegel studies for the philosophy of economics. We argue that Hegel’s theory of Objective Spirit anticipates many elements of modern approaches in cognitive sciences and of the philosophy of mind, which adopt an externalist framework. In particular, Hegel pre-empts the theories of social and distributed ...
Добавлено: 27 августа 2012 г.
Демин М. Р., Куприянов А. В., Social Epistemology 2018 Vol. 32 No. 2 P. 112-127
Добавлено: 22 декабря 2017 г.
Климова С. М., Человек 2017 № 6 С. 92-103
Статья посвящена критическому рассмотрению влияния гегелевской (немецкой) философии на становление русской интеллектуальной мысли. Особенное значение уделено роли Н.Н. Страхова – известного русского гегельянца – на развитие философских взглядов таких русских писателей как Достоевский и Толстой. Специальному анализу подвергнута Переписка Н.Н. Страхова и Л.Н. Толстого, позволяющая выявить не только отношение Л.Н. Толстого к немецкой философии и ...
Добавлено: 9 марта 2018 г.
Вдовин А. В., Новое литературное обозрение 2016 Т. 146 № 5 С. 287-315
В статье на обширном материале европейской и русской эстетики и критики 1830-1850-х годов рассматривается история идеи о невозможности адекватно изобразить крестьянской сознание в литературе. Отталкиваясь от статьи П.В. Анненкова "По поводу рассказов и романов из простонародного быта" 1854 года, автор реконструирует европейские источники эстетических идей критика, возводя их к теоретическим построениям Жорж Санд (в ее ...
Добавлено: 30 октября 2015 г.
Кильдюшов О. В., Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Социология 2022 Т. 22 № 3 С. 503-517
Статья посвящена малоизвестному сюжету в истории социальной мыс-ли, получившему новое звучание в период пандемии, — дискуссии видных представи-телей немецкой классической философии относительно объемов понятия «полиция» как раннемодерной формы биополитического контроля. Во вводной части статьи утвержда-ется, что критика полицейской науки и практики классиками немецкого идеализма стала парадигматической для проблематизации в рамках самосознания гражданского общества модерна новых-старых ...
Добавлено: 4 октября 2022 г.
Чепурин К. В., / Basic Research Programme. Series HUM "Humanities". 2013. No. 18.
In this paper, I explore a peculiar triad found in Hegel’s later anthropological thought: individuality, intensity, and daimon (or fate), the latter identified with what Hegel calls one’s “intensive form of individuality.” In his notion of the soul’s intensity, Hegel is reconceptualizing Kant’s idea of intensity of the soul towards an anthropological theory of individuality ...
Добавлено: 27 марта 2013 г.
Чепурин К. В., Journal of the History of Ideas 2020
Добавлено: 15 декабря 2020 г.
Безрученков М. В., Гражданское общество в России и за рубежом 2014 № 4 С. 42-45
Данная статья посвящена сравнительному анализу взглядов Г.В.Ф. Гегеля и Б.Н. Чичерина на проблему свободы личности. Автор акцентирует внимание на основных положениях философии права выдающихся мыслителей, выявляет общее и особенное в их идеях. ...
Добавлено: 15 ноября 2014 г.
Болдырев И. А., В кн. : «Феноменология духа» Гегеля в контексте современного гегелеведения. : М. : Канон+, 2010. Гл. 44. С. 243-258.
Критика чувственной достоверности, с которой начинается путь сознания в «Феноменологии духа», давно привлекает внимание исследователей и сама по себе, и с точки зрения ее конструктивной роли в гегелевском сочинении. Вокруг этого раздела «Феноменологии» начиная с Л. Фейербаха ведутся споры и более общего характера – о сути и перспективах идеалистической диалектики. Чтобы понять, как изучается этот ...
Добавлено: 10 апреля 2013 г.
Любимов С. Е., Political, technological, economic and social processes 2013
Данная статья посвящена анализу концепции войны Г. Ф. В. Гегеля. Гегель является одним из основателей современного международного права, на формирование которого, бесспорно, огромное влияние оказала его теория войны. В данной работе мы рассмотрим учение Гегеля о войне и покажем взаимосвязь его концепции с современной теорией справедливой войны. ...
Добавлено: 12 декабря 2013 г.
Сорвин К. В., Вопросы философии 2021 № 1 С. 160-171
В творчестве известного российского философа Ф.Т. Михайлова заметное место занимали историко-философские сюжеты, игравшие роль методологических ориентиров для решения актуальных проблем современных гуманитарных наук. В первой части статьи рассматривается предложенное философом оригинальное и незаслуженно забытое решение проблемы аподиктического знания, данное им с опорой на кантовскую и марксистскую традиции и связанное с пересмотром ряда представлений о природе ...
Добавлено: 23 января 2021 г.
Чепурин К. В., История философии 2012 № 17 С. 141-159
Из всей «берлинской» философии духа Гегеля его антропология – учение об индивидуальной человеческой душе и первая часть философии субъективного духа – исследована, пожалуй, менее всего. В данной статье я дам новое введение в антропологию Гегеля и на примеру гегелевских антропологических понятий интенсивности и судьбы покажу, что роль антропологии у «позднего» Гегеля поистине основополагающая. ...
Добавлено: 25 октября 2012 г.
Tokarev Dmitry, Slavonic and East European Review 2018 Vol. 96 No. 2 P. 181-207
Добавлено: 12 июня 2018 г.
Чепурин К. В., Comparative and Continental Philosophy 2016 Vol. 8 No. 3 P. 302-314
Добавлено: 6 июня 2014 г.