?
Игры-ходилки для изучения блок-схем
В статье описывается методика освоения блок-схем с помощью настольных игр-ходилок.
Игровое поле в такой игре представляет собой блок-схему. В ходе игры учащиеся бросают кубик и передвигают фишку по игровому полю в зависимости от выпавшего числа. Но при этом они должны соблюдать правила исполнения входящих в блок-схему алгоритмических конструкций.
Цель предлагаемого подхода — интенсифицировать освоение учебного материала и освободить время для его расширения. Это актуально для всех школьных предметов, но для информатики с ее крайне быстрыми темпами развития — особенно.
Для игры класс разбивается на команды по два—четыре человека. Все команды играют одновременно. В ходе игры каждый участник многократно проходит все изученные алгоритмические конструкции. Таким образом достигается стопроцентный охват учащихся и многократное повторение материала.
За счет этого появляется возможность продвинуться в изучении алгоритмических конструкций достаточно далеко. А именно: кроме традиционных развилок и двух видов циклов (с предусловием и с заданным числом повторений) изучаются команды ввода, подпрограммы (вспомогательные алгоритмы) и параметры (в играх — только входные).
Знакомство с механизмом подпрограмм, причем параметризованных, позволит в будущем рассматривать достаточно сложные алгоритмы и плавно перейти к пропедевтике технологии программирования (наращивание мощности простых исполнителей за счет разработки мощных команд-подпрограмм, проектирование алгоритмов «сверху вниз», построение алгоритмов из крупных заготовок).
Предлагаемые методические материалы подготовлены в рамках работ над Пермской версией пропедевтического курса информатики (авторский коллектив: М. А. Плаксин, Н. Г. Иванова, О. Л. Русакова; рабочее название курса — «ТРИЗформатика»). Но методика может применяться в любом другом курсе.
В статье приведены описание и игровые поля четырех игр-ходилок для освоения механизма блок-схем, а также дан ряд методических замечаний.