?
Кризис ханьского каноноведения и экзегетические тенденции в царстве Цао-Вэй
В статье анализируется состояние конфуцианской экзегетической мысли конца династии Восточная Хань и периода Троецарствия (конец II — III в. н.э.). Политический кризис, сопутствовавший закату династии Хань и приведший к окончательной децентрализации власти после ее падения, ускорил те процессы, которые уже шли в сфере конфуцианской экзегетики. В первую очередь, это выразилось в утрате единства и авторитетности школьных традиций ханьской формы каноноведения. Начавшиеся в III в. н.э. дебаты на тему верного или неверного истолкования текста конфуцианских канонов, вместе с появлением новых вариантов сочетаний интерпретаций и критики предшествовавших комментаторов, связаны с выведением экзегетики на уровень достаточно открытой дискуссии. Все это способствовало переходу экзегетических изысканий на полемическую стадию, начиная с эпохи Троецарствия, когда ученые открыто опровергали друг друга, вводили в оборот новые комментаторские типы, диалогически выстраивали свои сочинения. В статье прослеживаются основные тенденции в конфуцианском каноноведении в царстве Цао-Вэй, а также рассматриваются основные комментаторские сочинения данного периода.