?
Беседа III Свт. Василия Великого «На слова: внемли себе» как философский протрептик
Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Серия 1: Богословие. Философия. Религиоведение. 2012. № 1 (39). С. 21-29.
В статье рассматриваются некоторые протрептические мотивы диалога «Алкивиад I» в беседе свт. Василия Великого «На слова: внемли себе». Как и автор диалога, свт. Василий использует сакральный текст, чтобы побудить своих слушателей заботиться о душе, очевидно рассматривая библейское «πρόσεχε σεαυτῷ» (Втор 15. 9) как аналог дельфийского призыва «γνῶθι σαυτόν». Во второй части статьи указывается на некоторые параллели с текстами Порфирия и Евсевия, а также с «Благодарственной речью», приписываемой традиционно свт. Григорию Неокесарийскому. Наконец, третья часть работы посвящена вопросу о том, почему свт. Василий избирает текст Второзакония для разработки протрептических мотивов «Алкивиада I».
Научное направление:
Философия, этика, религиоведение
Приоритетные направления:
гуманитарные науки
Язык:
русский
Алиева О. В., Studia Patristica 2013 Vol. LXII No. 10 P. 69-80
The article considers some protreptic motifs of the First Alcibiades in St. Basil’s homily On the Words ‘Give Heed to Thyself’. Dealing with a verse from Deuteronomy (15:9: Πρόσεχε σεαυτῷ etc.). St. Basil evidently regards it as a biblical counterpart of the Delphic maxim γνῶθι σαυτόν, using the sacred text to impel his audience to virtue and self-knowledge. In the second part ...
Добавлено: 18 сентября 2013 г.
Алиева О. В., В кн. : Философия. Язык. Культура. Вып. 5.: СПб. : Алетейя, 2014. С. 459-472.
В конце девятой гомилии на Шестоднев свт. Василий Великий обещает продолжить толкование книги Бытия рассказом о том, ἐν τίνι μὲν οὖν ἔχει τὸ κατ' εἰκόνα Θεοῦ ὁ ἄνθρωπος, καὶ πῶς μεταλαμβάνει τοῦ καθ' ὁμοίωσιν (Hex. 9. 6. 90−91). Реализовать этот замысел ему не удалось: Василий скончался вскоре написания «Шестоднева» (две беседы De hominis opificio, дошедшие до нас ...
Добавлено: 23 октября 2014 г.
Алиева О. В., Вестник древней истории 2017 Т. 77 № 2 С. 341-355
Одной из важнейших метафор, определяющих содержательное и композиционное единство послания «К юношам» Василия Кесарийского, является метафора «пайдейя — это малые мистерии». Понятия «малые» и «великие» мистерии, изначально отсылавшие к элевсинскому культу, во времена Василия были элементом философского койне и последовательно применялись, главным образом в платонических кругах, к этапам философского образования. Сравнение послания «К юношам» с ...
Добавлено: 19 декабря 2016 г.
Yulia Furman, Scrinium: Journal of Patrology and Critical Hagiography 2014 No. 10 P. 47-96
Добавлено: 23 октября 2017 г.
Алиева О. В., Платоновские исследования 2015 Т. 2 С. 256-273
Исследование Джеймса Х. Коллинза (Университет Южной Калифорнии) посвящено становлению жанра философского протрептика (προτρεπτικὸς λόγος) в период классической античности (IV в. до Р.Х.). Книга содержит теоретическое введение (с. 1–44) и две части, посвященные протрептикам Платона (с. 45–182) и Исократа (с. 183–241). В эпилоге (с. 242–264) автор рассматривает «Протрептик» Аристотеля. ...
Добавлено: 11 мая 2015 г.
Алиева О. В., Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Серия 1: Богословие. Философия. Религиоведение 2012 № 3 (41) С. 105-114
Так называемый сократический протрептик традиционно рассматривается в качестве «переходной» формы от софистических эпидейктических выступлений к ранним диалогам Платона. Цель данной работы — рассмотреть свидетельства о «сократических протрептиках» и понять, можем ли мы говорить о сложившемся жанре и о переходном характере такого жанра. Кроме того, мы обращаем внимание на некоторые методологические сложности, связанные с описанием протрептического ...
Добавлено: 1 апреля 2013 г.
Грюнерт А., Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Серия 1: Богословие. Философия. Религиоведение 2022 № 102 С. 11-28
Статья ставит себе задачу рассмотреть на отдельном примере, в какой мере «Беседы на псалмы» свт. Василия Великого вписываются в экзегетическую традицию, представленную в «Беседах на псалмы» Оригена, обнаруженных в 2012 г. в составе Codex Monacensis Graecus 314. Сопоставление данных собраний проповедей построено вокруг изучения того, как в гносеологическом контексте оба автора используют зрительную лексику, и в том числе понятие «созерцания» (θεωρία), восходящего к античной философской традиции. Таким образом исследование, относящееся к области изучения патристической философии, показывает, ...
Добавлено: 18 сентября 2022 г.
Каменских А. А., Forum Philosophicum 2013 Vol. 18 No. 2 P. 209-232
The subject of this paper is a specific form of cosmogony — the conception of cosmogonic objectivation, interpreted as a tragedy or cosmogonic fall. This conception is examined on the basis of the evidence furnished by two sets of materials: firstly, the original texts and paraphrases of the Valentinian Gnostics of the 2ⁿᵈ and 3ʳᵈ ...
Добавлено: 9 мая 2014 г.
Алиева О. В., Вестник Русской христианской гуманитарной академии 2013 Т. 14 № 2 С. 237-245
Вопрос о связи христианского увещания с философским неоднократно затрагивался в литературе, однако, насколько нам известно, «Благодарственная речь» не упоминалась в этой связи. Между тем, этот текст, принадлежащий свт. Григорию Неокесарийскому или другому ученику Оригена служит важным свидетельством о христианском протрептике в III в. по Р.Х. и о влиянии на него философской традиции, в частности, Платона. ...
Добавлено: 27 мая 2013 г.
Каменских А. А., Афонасин Е. В., Schole. Философское антиковедение и классическая традиция 2008 Т. II № 1 С. 124-148
Материалы круглого стола, посвященного проблеме происхождения и сущности гностицизма, который состоялся летом 2007 г. в рамках первой сессии семинара «Преподавая Античность. Фундаментальные ценности в изменяющемся мире». В выступлении Е. В. Афонасина (Центр изучения древней философии и классической традиции, Новосибирский университет) сопоставляются свидетельства ересиологов о загадочной секте «гностиков» и предпринимается попытка оценить их достоверность с точки зрения последующей ...
Добавлено: 22 марта 2013 г.
Алиева О. В., Библия и христианская древность 2020 Т. 2 С. 66-80
В статье уточняется значение понятия «предание» у свт. Василия Великого на материале его «Шестоднева», а также рассматривается связь между понятиями παράδοσις и δόγμα. Автор показывает, что свт. Василий Великий рассматривал Предание как раскрытие смысла Писания, понимание «неясностей» которого возможно благодаря просвещению Святого Духа. В свою очередь, устное Предание также имеет «прикровенную» форму и требует усилий ...
Добавлено: 29 апреля 2020 г.
Грюнерт А., Философия. Журнал Высшей школы экономики 2019 Т. 3 № 1 С. 121-144
Аннотация: В данной статье рассматриваются отдельные случаи употребления Василием Великим (329/30–379) лексики, связанной со зрением, в контексте учения о познании в цикле «Беседы на Шестоднев», посвященном подробной экзегезе первой главы книги Бытия. Во-первых, в связи с выделением зрения как лучшего из человеческих чувств подтверждается предположение, что на «Шестоднев» Василия Великого оказал влияние текст «О сотворении ...
Добавлено: 12 декабря 2020 г.
Курдыбайло Д. С., Вестник Русской христианской гуманитарной академии 2022 Т. 23 № 4 С. 51-63
Библейское повествование о сотворении неба, небесной тверди и светил в Быт. 1 для раннехристианских комментаторов вызывало затруднения ввиду целого ряда противоречий с традиционными античными представлениями о структуре космоса. «Тимей» Платона и «О небе» Аристотеля долгое время считались образцами космологического дискурса, в том числе и в III–IV вв., когда появляются первые пространные комментарии на Шестоднев. В ...
Добавлено: 5 мая 2023 г.
Алиева О. В., Scrinium: Journal of Patrology and Critical Hagiography 2019 Vol. 15 No. 1 P. 133-142
Добавлено: 6 февраля 2019 г.
Алиева О. В., Аристей. Aristeas: Вестник классической филологии и античной истории 2017 Т. XV С. 77-89
Обсуждения аудитории послания «К юношам о пользе греческих книг» Василия Великого, как правило, сводятся к вопросу о том, были ли среди слушателей святителя его племянники. На этом направлении достичь больших успехов сложно: в отличие от своего друга Григория Богослова, Василий не так охотно рассказывает о своем семействе. В силу недостатка биографических сведений дальнейшее уточнение аудитории ...
Добавлено: 21 декабря 2016 г.
Грюнерт А., Библия и христианская древность 2021 Т. 11 № 3 С. 71-124
Данная публикация представляет собой первый перевод с древнегреческого на русский язык двух бесед Оригена на псалом 36 в сопровождении вступительной статьи. В последней автор перевода кратко поясняет, какое место занимала Псалтирь в истории ранней Церкви, а также приводит ряд сведений относительно контекста, в котором были произ-несены беседы. Статья касается, в том числе, вопросов подлинности, датировки, ...
Добавлено: 16 октября 2022 г.
Макаров Д. И., Scrinium: Journal of Patrology and Critical Hagiography 2017 Vol. 13 No. 1 P. 339-360
Добавлено: 18 декабря 2017 г.
Atlanta : Society of Biblical Literature (SBL), 2019
Добавлено: 29 октября 2020 г.
Грюнерт А., Аристей. Aristeas: Вестник классической филологии и античной истории 2022 Т. 25 С. 51-70
Метафорический язык философских и христианских текстов поздней античности довольно часто прибегает к медицинской образности, которая имеет психагогическую функцию и концептуализирует роль античной философии и христианства как учений, направленных на врачевание души. Особая распространённость такого восприятия философии и христианства проявляется в том, что медицинские метафоры в их разнообразных формах выражения встречаются в большом количестве как во ...
Добавлено: 31 мая 2022 г.
Алиева О. В., Journal of Early Christian Studies 2020 Vol. 28 No. 3 P. 373-394
Добавлено: 26 февраля 2019 г.
Алиева О. В., М. : Издательство Греко-латинского кабинета Ю.А. Шичалина, 2016
Гомилия свт. Василия Великого «На слова: Внемли себе» заслуженно считается классикой христианской гомилетики. В настоящем издании представлен греческий текст гомилии, опирающийся на издание Стига Рудберга (1962 г.), новый перевод с предисловием и комментариями, в приложении помещен очерк гуманистической рецепции данной гомилии свт. Василия; издание снабжено библиографией и списком изданий гомилии XVI века. Издание подготовлено кандидатом филологических ...
Добавлено: 25 августа 2015 г.
Алиева О. В., М. : Издательство Греко-латинского кабинета Ю.А. Шичалина, 2018
В издании представлен новый перевод «Послания к юношам» свт. Василия Великого (IV в.), снабженный параллельным греческим текстом и подробными комментариями к нему. Во вступлении подробно рассмотрены исторический контекст создания послания и его литературные особенности, очерчен круг античных авторов, на которых опирался святитель при работе над текстом, а также проведено сравнение с двумя другими «посланиями об ...
Добавлено: 5 мая 2017 г.
Грюнерт А., Библия и христианская древность 2022 Т. 14 № 2 С. 57-105
Данная публикация является продолжением двух первых «Бесед на псалом 36» Оригена, опубликованных в No 3 (11) за 2021 г., и включает в себя перевод третьей и четвёртой «Бесед на псалом 36». Работу предваряет краткая вступительная статья, перевод бесед дополнен комментарием и переводом критического аппарата. Во вступительной статье обозначены основные темы, которые Ориген затрагивает в толкованиях, ...
Добавлено: 16 октября 2022 г.