?
Смысл жизни и акме: 10 лет поиска
Ч. 1.
М. :
Смысл, 2004.
Научный редактор: А. А. Бодалев, Г. А. Вайзер, Н. Л. Карпова, В. Э. Чудновский
Сборник включает в себя материалы трех последних научных симпозиумов, посвященных психологическим и междисциплинарным аспектам смысла жизни и акме. Психологам и представителям других наук о человеке.
Леонтьев Д. А., Осин Е. Н., В кн. : Смысл жизни и акме: 10 лет поиска. Ч. 1.: М. : Смысл, 2004. С. 72-81.
В статье описана методология исследования содержаний смысла жизни П. Иберсола и представлены результаты исследований, проведённых с использованием этой методики в США (П. Иберсол) и в России (Д.А. Леонтьев). ...
Добавлено: 11 марта 2013 г.
Семенов И. Н., Водопьянов Д. А., Аткишкина Е. В., Акмеология 2012 № 2 С. 144-145
В статье рассматривается профессиональное саморазвитие представителя современной молодежи в условиях постоянно изменяющегося общества. Определена роль рефлексии в профессиональном саморазвитии, представлены некоторые результаты эмпирического исследования, посвященные оценке эффективности деятельности. ...
Добавлено: 20 ноября 2012 г.
Семенов И. Н., Мир психологии. Научно-методический журнал 2012 № 2(70) С. 231-247
Анализируется взаимодействие человекознания и техникознания в психологическом обеспечении развития личности посредством рефлетехнологий проектирования, формирования, организации и регуляции деятельности в социокультурном пространстве общества. С позиций научной школы рефлексивной методологии, психологии, акмеологии и педагогики творчества характеризуются социокультурные, философско-методологические, историко-научные предпосылки, психолого-акмеологические, технико-педагогические основы и рефлексивные психотехнологии формирования профессионально-знаниевых компетенций и развития мышления и личности в дистанционном образовании. ...
Добавлено: 19 марта 2014 г.
В статье анализируются историко-научные, теоретические и эмпирические аспекты психолого-акмеологического изучения рефлексивности целеполагания и самоопределения личности студентов – будущих профессионалов. Обосновывается положение о рефлексивном смыслообразовании как системообразующем факторе самоопредления личности в контексте социальной самореализации. ...
Добавлено: 31 декабря 2012 г.
Семенов И. Н., Институт психологии Российской академии наук. Человек и мир 2017 Т. 1 № 1 С. 121-150
В статье представлены историко-методологические основания, обобщена теоретическая база и охарактеризованы результаты эспериментальных и прикладных исследований продуктивного мышления и креативной личности с позиций бурно развивающейся на рубеже ХХ – ХХI вв. рефлексивной психологии творчества. Показана конструктивность ее взаимодействия с рефлексивной акмеологией, персонологией и педагогикой в изучении и развитии рефлексивно-творческого потенциала индивидуальности человека в современных социокультурных условиях. ...
Добавлено: 7 июня 2017 г.
Белобородова П. М., Человек 2017 № 6 С. 76-91
Прослеживается развитие концепции призвания в различных религиозных и философских течениях, рассматривается текущее состояние проблемы в психологии и намечаются направления дальнейших исследований. ...
Добавлено: 2 октября 2017 г.
Белобородова П. М., Вопросы психологии 2017 № 5 С. 150-158
Рассматриваются различные подходы к жизненному призванию: призвание как божест- венное указание, призвание как соответствие работе и моральный долг, призвание как отношение к работе, призвание как трансцендентный вызов, призвание как страсть к определенному занятию – и соответствующие им инструменты оценки. Исследования были начаты в США и Европе и сейчас продолжаются в Китае, Индии и Южной Корее. ...
Добавлено: 2 октября 2017 г.
ФГБНУ «Психологический институт РАО», 2017
В сборнике представлены материалы, в которых отражено содержание выступлений участников Международной XXII симпозиума, проведённого в ФГБНУ "Психологический институт РАО" в 2017 году. ...
Добавлено: 24 февраля 2018 г.
Васильева Е. Н., Щербаков А. В., Актуальные проблемы психологического знания 2018 № 3 (48) С. 113-121
В работе изучалась иерархия смысложизненной направленности личности у девушек 18–20 лет, имеющих и не имеющих селфи-зависимости. Феномен селфи рассматривается с точки зрения его содержания и подходов к оценке его положительных и отрицательных сторон, влияющих на личностные особенности субъекта. Период юности
отличается прежде всего процессом личностного самоопределения, поиском смысла
жизни и построением жизненной перспективы. Селфи-зависимость как форма аддиктивного ...
Добавлено: 27 октября 2018 г.
Саратов : [б.и.], 2017
В сборнике опубликованы материалы состоявшейся (19-20 октября 2017 года) в Саратовском национальном исследовательском государственном университете имени Н.Г. Чернышевского международной научно-практической конференции «Социальная психология личности и акмеология». Научные статьи авторов отражают актуальные психолого-педагогические проблемы современного российского общества, проблемы социальной психологии личности. Сборник предназначен для студентов, аспирантов, бакалавров, магистрантов, докторантов, преподавателей, всех интересующихся проблемами социальной психологии личности. ...
Добавлено: 3 ноября 2017 г.
Семенов И. Н., Павлов И. И., Акмеология 2017 № 4(64) С. 7-18
В статье представлен науковедческий и методологический анализ жизнедеятельности и психолого-педагогических идей крупного учёного-гуманитария Серебряного века российской культуры Константина Николаевича Вентцеля. С позиций рефлексивной акмеологии и персонологии творчества охарактеризованы разработанные Вентцелем философско-педагогическая теория свобод- ного воспитания и образовательная практика свободной школы. Подробно рассмотрены философские основы концепции творческой личности, прослежен её генезис в рамках философских и психологических ...
Добавлено: 12 сентября 2017 г.
Философско-антропологическая проблематика рефлексивной психологии смысла в российском человекознании
Семенов И. Н., Мир психологии. Научно-методический журнал 2017 № 2 С. 280-297
В статье эксплицируется логика развития философскоантропологической проблематики рефлексивной психологии смысла в российском человекознании от эпохи Серебряного века русской культуры до ее современного периода. Впервые анализируются философскоэтимоло гические предпосылки изучения смысла в психологической науке и характеризуются достиже ния его рефлексивнопсихологических исследований в творчестве ряда российских философов (М. М. Бахтин, Н. А. Бердяев, А. Ф. Лосев) и ...
Добавлено: 3 октября 2017 г.
М. : Психологический институт РАО, 2015
В сборнике представлены материалы юбилейного Международного XX симпозиума, проведённого в ФГБНУ «Психологический институт РАО» в 2015 году. В работе симпозиума приняли участие более 150 представителей из Австрии, Беларуси, Казахстана, Молдовы, Польши, Украины и из 15 регионов России. Подведены итоги работы симпозиума за двадцать лет и намечены перспективы исследований по проблемам смысла жизни и акме. В ...
Добавлено: 31 августа 2015 г.
Гродно : ГрГУ, 2014
В число авторов вошли ведущие российские и белорусские специалисты в области психологических исследований смысла жизни, известные своими оригинальными теоретическими, методическими и прикладными разработками. ...
Добавлено: 3 декабря 2013 г.
Семенов И. Н., Вестник Московского университета. Серия 14: Психология 2015 № 3 С. 22-39
В первой части статьи анализируются историко-научные, этимологические и методологические проблемы психолого-персонологического изучения рефлексивности самовосприятия и самонаблюдения (интроспекции) человеком собственного Я как целостной индивидуальности и социальной личности. Рассматривается оппозиция внешней, социально-предметной детерминации психической деятельности человека и его внутренней, рефлексивно-смысловой жизни, источником которой является самодеятельное индивидуальное Я. С этих позиций эксплицируется логика развития психологии восприятия: от изучения ...
Добавлено: 30 сентября 2015 г.
Исаева А. Н., Вестник Университета (Государственный университет управления) 2013 № 23 С. 244-252
Статья посвящена путям и способам исследования зрелого отношения личности к оппозициям жизни. Рассматривается проблема синтеза гуманитарного знания об оппозициях. Предлагается модель соотнесения онтологических, гносеологических и «рефлексивно-феноменологических» оппозиций жизни личности. Обозначены потенциалы культуры в исследовании специфики зрелых жизненных отношений личности. Предложена реконструкция оппозиций жизненных отношений личности – творца культуры. В качестве основного критерия зрелой личности рассматриваются ...
Добавлено: 15 ноября 2013 г.
Семенов И. Н., Мир психологии. Научно-методический журнал 2013 № 3 С. 109-125
В статье рассматриваются и обобщаются достижения взаимодействия – в контексте развития инновационного образования – таких новых направлений человескознания, как рефлексивная психология, рефлексивная акмеология и рефлексивная педагогика. Анализируются классические и современные подходы к рефлексивно-психологическому изучению и акеолого-педагогическому развитию различных элементов понятийной и рефлексивной культуры личности учащихся и педагогов на основных ступенях непрерывного образования: дошкольного, среднего, досугово-дополнительного, ...
Добавлено: 22 октября 2013 г.
Семенов И. Н., Мир психологии. Научно-методический журнал 2013 № 4 С. 81-97
Проблематика образовательной среды впервые комплексно анализируется с междисциплинарных позиций взаимодействия рефлексивной психологии, рефлексивной педагогики, рефлеакмеологии в методологическом, историко научном, теоретическом, методическом, организационном и практическом аспектах. Методологически вводится понятие «рефлексивно-развивающая образовательная среда», которое составляет - с системой других рефлексивно научных понятий - теоретическую основу разработки рефлетехнологий изучения и активизации интеллектуально-творческого и личностно-профессионального развития учащихся и педагогов ...
Добавлено: 19 марта 2014 г.
Семенов И. Н., Акмеология 2015 № 2(54) С. 23-30
Рефлексивный анализ жизнедеятельности выдающегося российского психолога, акмеолога и педагога Алексея Александровича Бодалева (1923–2014). Его вклад в теоретикоэкспериментальное развитие общей, возрастной, социальной и педагогической психологии и акмеологии, в изучение актуальных психолого-акмеологических проблем становления выдающихся личностей, динамики их смысла жизни и профессиональнотворческой самореализации. ...
Добавлено: 16 марта 2016 г.
Старовойтенко Е. Б., М. : Академический проект, 2004
В данном учебном пособии предлагается подход, позволяющий увидеть современную психологию личности в ракурсе ее общественной ценности, в единстве различных направлений, в связи с гуманитарными и социальными науками, в перспективе развития акмеологического личностного типа профессионалов, а также в плане совершенствования подготовки специалистов в области психологической теории и психологического консультирования личности.
Целостность и многоуровневая проработка концепции, представленной в ...
Добавлено: 15 января 2013 г.
Семенов И. Н., Акмеология 2016 № 4(60) С. 8-22
В статье характеризуются основные периоды жизнетворчества и научные достижения одного из крупнейших российских психологов середины ХХ в., основателя и заведующего кафедрой психологии и логики Академии общественных наук (предшественницы РАНХиГС) академика АПН РСФСР Б.М. Теплова. Он был одним из лидеров советской психологической науки 1940–1960-х гг. Акцент в статье сделан на экспликации акмеологических аспектов той части его ...
Добавлено: 12 января 2017 г.
Семенов И. Н., Акмеология 2015 № 4(56) С. 22-29
Рефлексивный анализ жизнедеятельности выдающегося российского психолога, акмеолога и педагога Алексея Александровича Бодалева (1923–2014). Его вклад в теоретико-экспериментальное развитие общей, возрастной, социальной и педагогической психологии и акмеологии, в изучение актуальных психолого- акмеологических проблем становления выдающихся личностей, динамики их смысла жизни и профессионально-творческой самореализации. ...
Добавлено: 10 марта 2016 г.
Терехович В. Э., СПб. : Алетейя, 2012
По данным опросов, около 40% граждан России и Западной Европы часто задумываются о смысле жизни, еще около 30 – делают это иногда. Работаем мы или отдыхаем, размышляем о своих отношениях с людьми или об устройстве Вселенной, нам никак не уйти от странного вопроса: А зачем все это? Вероятно, не ответив на него, мы не сможем ...
Добавлено: 4 марта 2020 г.
Миллер А., М. : Академический проект, 2018
Книга швейцарского психотерапевта Алис Миллер "Драма одаренного ребенка"- мировой бестселлер. Она посвящена исследованию природы детских психических травм, полученных в ходе воспитания. В своей книге автор поднимает важнейшую проблему: как вытесненные травматические переживания отражаются на личной жизни и социальных успехах человека и порождают психические заболевания. Показаны калечащие воздействия воспитывающих взрослых и психотерапия полученных в раннем детстве ...
Добавлено: 28 октября 2018 г.