В книге
Н. Новгород : Нижегородский филиал НИУ ВШЭ, 2011
Лагутина И. Н., Достоевский и мировая культура. Филологический журнал 2019 № 1 (5) С. 189-217
В основе статьи – анализ комментариев «Западно-восточно- го дивана» для нового двуязычного издания, задачей которых являлось рас- крытие внутренней целостности книги, выстроенной на границе восточной и западной культур, и ее метапоэтического сюжета. Сложность комментиро- вания состояла в том, что единый сюжет «нанизан» на каркас из цитат и об- разов восточных поэтов ‒ точных, минимально измененных, ...
Добавлено: 8 марта 2019 г.
Котов А. А., Котова Т. Н., Психология. Журнал Высшей школы экономики 2013 Т. 10 № 3 С. 75-86
В эксперименте испытуемые запоминали объекты в условиях, когда они были ранее связаны с искусственными названиями. Как оказалось, названия привели к ухудшению запоминания отдельных свойств объектов, но лишь тогда когда они произносились испытуемыми вслух, но не привели, когда испытуемые названия вслух не произносили, а вместо этого произносились указания на месторасположение объектов. Данный результат обсуждается в отношении ...
Добавлено: 30 сентября 2013 г.
Шадриков В. Д., Мир психологии. Научно-методический журнал 2013 № 3 С. 139-149
В работе показывается внутренняя связь между мыслью, образом и словом. Раскрывается роль психических функций в порождении мыслей, устанавливается активная роль наблюдателя в формировании мыслей, раскрывается структура мысли и образа, показывается, что процесс мышления есть процесс порождения мыслей и использование их при решении задач, стоящих перед субъектом. Сказанное позволяет дать содержательную характеристику ума, которая заключается в ...
Добавлено: 19 ноября 2013 г.
Шелов-Коведяев Ф. В., Вестник Московского университета. Серия 9: Филология 2023 № 6
автор публикует новые древнегреческие лексические формы, добытые в раскопках боспорских городов последних лет: ἀπεστήμεϑα – 1 л. мн. ч. aor. II от глагола ἀφίστημι; nom. pl. ἀπολεκταί – женское окончание к прилагательному, известному ранее в м. и ср. р.; ἡ κεράμια; κλαυσεταί – к прилагательному κλαυστός, -ή, -όν; личное имя Πυρρίη; прилагательное ср. р. ἀτετόν; ...
Добавлено: 5 июля 2023 г.
Шадриков В. Д., Образование и саморазвитие 2015 № 3 (45) С. 3-10
В работе рассматриваются фундаментальные вопросы: «что такое мысль?» и «как мысль представлена в познавательных процессах и их результатах: образе, представлении, воображении, слове, сознании?» Анализируется единство, своеобразие и преемственность этих результатов со стороны содержания, отраженного в мыслях, у конкретного субъекта познания. ...
Добавлено: 11 января 2019 г.
Дружинин А. С., Карамалак О. А., Филологические науки в МГИМО 2017 № 12 С. 1-10
Вопрос о том, как «порождаются» слова и словосочетания на уровне речи и каков их семиотический статус как лексико-грамматических единиц языка, волнует не одно поколение лингвистов. В данной статье предлагается взглянуть на эту проблему с позиции био-социо-культурного подхода к языку как области когнитивных (биологических и социальных) взаимодействий человека с окружающей средой. Предполагается, что изучение лексической составляющей ...
Добавлено: 24 января 2018 г.
Шадриков В. Д., Культурно-историческая психология 2015 Т. 11 № 2 С. 118-128
Используя метод исторической реконструкции, на основе теории культурноисторической детерми
нации развития психики, данных о взаимосвязи морфологических исследований, современных данных,
характеризующих развитие ребенка, и научной картины нейроонтогенеза психики рассмотрена эволю
ция предметной мысли. Обосновывается целесообразность выделения протомышления, когда предмет
ная мысль используется при отсутствии ее осознания. Показывается, что протомышление является пе
реходной формой от мышления животных к речевому мышлению человека. Особое ...
Добавлено: 25 августа 2015 г.
Зинченко В. П., Человек 2010 № 2 С. 34-37
Основная идея статьи - в том, что действие, образ и слово являются средствами одушевления тела и овнешнения души. Каждое из них представляет собой гетерогенное образование - своего рода метаформу, в которой присутствуют внешние и внутренние формы. Например, действие, рассматриваемое в качестве внешней формы, включает в свой состав образ и слово. Аналогичным строением обладают слово и ...
Добавлено: 3 октября 2012 г.
Шадриков В. Д., Психологический журнал 2014 № 4 С. 130-137
Представлены результаты исследования фундаментальной проблемы психологии – что такое человеческая мысль, каков механизм ее порождения, какова структура мысли. Рассматриваются нейрофизиологические механизмы, обеспечивающие порождение мысли. Обосновывается понимание мысли как потребностно-эмоционально-содержательной субстанции. Раскрываются отношения мысли и образа, а также мысли и слова, в котором эта мысль выражается. Дается анализ процесса интеллектуализации мысли и образа. Обосновывается необходимость введения ...
Добавлено: 19 ноября 2013 г.
Зинченко В. П., Культурно-историческая психология 2008 № 2 С. 2-18
В статье рассматриваются положения В. Гумбольдта о внутренних формах языка и Г.Г. Шпета о внутренних формах слова. Далее они распространяются на внутренние формы действия и образа. Показана гетерогенность слова, образа и действия, приводятся данные, свидетельствующие об их гетерогенезе в процессах возрастного и функционального развития. На первых стадиях развития ребенка слово рождается как внутренняя форма движения, ...
Добавлено: 14 октября 2012 г.
В эксперименте испытуемые запоминали объекты в условиях, когда они были ранее названы или одним словом, или двумя. Как оказалось, наличие двух слов привело к ухудшению запоминания индивидуальных свойств предметов, в отличие от условия с одним словом. Такой эффект интенции значения - спонтанной активацией категоризации в присутствии слова – впервые обнаружен на искусственном материале. ...
Добавлено: 2 января 2013 г.
Шадриков В. Д., Культурно-историческая психология 2014 Т. 10 № 2 С. 5-8
В статье представлены воспоминания автора о его обсуждении с Владимиром Петровичем Зинченко
проблем психологии мысли. Рассмотрены подходы к вопросу «что такое мысль» и как она связана со
словом Г.Г. Шпета и Л.С. Выготского, которые были предметом дискуссии. Представлена позиция
В.П. Зинченко по данной проблематике и позиция автора воспоминаний. На цитатах, взятых из работ
В.П. Зинченко, показывается широта и глубина ...
Добавлено: 11 сентября 2014 г.
Шадриков В. Д., Мир психологии. Научно-методический журнал 2014 № 2 С. 80-87
В работе приводятся результаты анализа видов восприятия, показателей ведущих свойств и показателей продуктивности восприятия. Показывается, что субъективный образ внешнего мира тесно связан с мотивацией и переживаниями субъекта восприятия. Обосновывается подход к определению мысли как потребностно-эмоционально-содержательной субстанции и с этих позиций показывается, что образ также представляет собой субстанцию мыслей. С этих позиций раскрываются превращение образа-субстанции в ...
Добавлено: 10 сентября 2014 г.
Киселева С. В., В кн. : Актуальные проблемы современной лингвистики. Язык во всех измерениях. Сборник статей к юбилею доктора филологических наук, профессора Ирины Борисовны Руберт. Вып. 3.: СПб. : Издательство СПбГУЭФ, 2011. С. 130-137.
Добавлено: 6 февраля 2013 г.
Усова С. В., Назарцева Е. А., В кн. : Основные тенденции в организации и содержании учебного процесса на начальном и среднем этапах обучения (в условиях его прагматической ориентации). Тезисы докладов и сообщений Международной конференции. : М. : ПАИМС, 1993. С. 46-47.
Добавлено: 19 марта 2013 г.
Зусман В. Г., Сиднева Т. Б., Актуальные проблемы высшего музыкального образования 2018 № 4 (50) С. 79-85
Статья посвящена изучению одного из важнейших и мало изученных
аспектов проблемы «Кафка и музыка» — диалектике границы музыки и слова в
произведениях одного из самых загадочных мастеров прозы ХХ века. На основе
выявления билингвальности границы, определения ее как гибридной области и
места «встречи» разных территорий авторы статьи отмечают характерное для
мышления Ф. Кафки тяготение к пограничности человеческого и природного
миров. Многомерность ...
Добавлено: 25 декабря 2018 г.
Зинченко В. П., В кн. : Методология психологии: проблемы и перспективы. : М., СПб. : Центр гуманитарных инициатив, 2012. Гл. 1. С. 29-50.
Добавлено: 8 ноября 2012 г.
Добавлено: 11 октября 2020 г.
Киселева С. В., Когнитивные исследования языка 2011 С. 247-250
Добавлено: 23 марта 2013 г.
Цветкова М. В., В кн. : Синтез культурных традиций в художественном произведении. : Н. Новгород : Нижегородский государственный педагогический университет, 2009. С. 128-134.
В статье анализируется сборник английского поэта Теда Хьюза "Elmet" с точки зрения взаимодействия в нем словесных образов и фотографий, выполненных Фэй Годвин. ...
Добавлено: 8 марта 2013 г.
Сафронов П. А., Гефтер 2014
Статья анализирует понятие травмы, опираясь на эпизод возвращения Одиссея. Используя теорию деконструкции, автор исследует связь травмы, касания и тайны. ...
Добавлено: 4 апреля 2014 г.
Бермудес М. Б., Галло Ф., Новицкий Н. Ю. и др., Cortex 2022 Vol. 151 P. 147-161
Добавлено: 7 апреля 2022 г.
Шадриков В. Д., Мир психологии. Научно-методический журнал 2017 № 4 (92) С. 11-21
Исходя из понимания мысли как потребностно$эмоционально$содержательной субстанции, в которой находит выражение связь образа предмета и его признака, в статье с позиции культурно-исторической психологии рассматривается эволюция мышления человека и появления слова. Показывается, что истоки человеческого мышления связаны с высокой сенсорной дифференциацией. Выделяются два типа мышления: протомышление, опирающееся на мысли, не оформленные в слове, и собственно мышление ...
Добавлено: 20 февраля 2018 г.