?
Х. Плеснер: к вопросу об истоках социальности
Обращаясь к экзистенциальной структуре индивидуального как к социальной экзистенции, Плеснер рассматривает её в качестве носителя ролей и доказывает, что социальная идентификация основана на идее человека, обладающего социальной ролью, но не определяемого ею. Исполнитель социальной фигуры не совпадает с ней как в силу инвариантности телесной экзистенции в отношении любого способа социальной реализации, так и в силу её «конститутивной безродности», или изначальной имперсональности, в рамках системы социальной идентификации. Таким образом, Плеснер руководствуется мыслью о двойственности ролевого отношения, в котором исполнитель себя идентифицирует. В силу этой двойственности носитель роли реализует себя как свою возможность, и подобная идентификация в возможности предстает единственным неизменным условием в исходном отношении социальной роли и человеческой природы. На этом основании именно в данной — связывающей носителя роли и её фигуру — структуре двойственности человеческого существования обнаруживает Плеснер ту константу, которая выступает фундаментальным условием социальности.