?
Герцен и Гегель: об истории и Наполеоне
Гл. 16. С. 177-193.
Рапопорт Е. В.
В статье осуществлено сравнение герценовского и гегелевского понятий философии истории. В то время как Герцен утверждает, что история есть процесс развития без какой бы то ни было предустановленной цели, Гегель (чьи работы были очень важны для русских интеллектуалов герценовского поколения) провозглашает историю оконченной с созданием Наполеоновской Империи и его собственной (Гегеля) философии.
Рапопорт Е. В., Вестник Российского государственного гуманитарного университета 2011 № 15 С. 79-86
Отсылки к проблематике конца истории нередки в современном политологическом, культурологическом или философском дискурсах. При этом чаще конец истории постулируется как нечто само собой разумеющееся, или же о нем говорят как о некоем весьма влиятельном представлении, которое тем не менее хотят опровергнуть. Цель данной статьи - обратиться к глубинным философским истокам этой концепции, рассмотреть предпосылки ее ...
Добавлено: 22 ноября 2012 г.
Арзаканян М. Ц., ИВИ РАН, 2019
Статьи очередного выпуска «Французского ежегодника», приуроченного к 250-й годовщине со дня рождения Наполеона Бонапарта, посвящены различным аспектам европейской истории, связанным с его именем, а также их отражению в исторической памяти и в историографии разных стран. Среди авторов – ведущие специалисты по данной проблематике из различных научных центров России, Франции, Великобритании, Нидерландов и Украины. ...
Добавлено: 21 декабря 2020 г.
Кантор В. К., Вторая Навигация: Альманах 2013 № 12 С. 132-169
Статья посвящена философии истории Герцена, который оказался одним из мыслителей, провидевших массовое безумие ХХ века. ...
Добавлено: 26 апреля 2013 г.
Гаспарян Д. Э., В кн. : Онтология негативности. : М. : Канон+, 2015.
Тема настоящего исследования – демонстрация ключевых трансформаций, произошедших в практике освоения категории негативности в современной философии. Можно выделить четыре основные стратегии «обращения» с негативным: 1. «Парменидовская/(Аристотелевская)» (классическая) стратегия, рекомендует исключить несуществующее из плана существующего, по определению; 2. «Платоновская» (классическая), предлагает почти онтологизировать негативное в качестве причины преходящей и текучей длительности мира, однако, не позволить состояться ...
Добавлено: 31 января 2014 г.
Чепурин К. В., Comparative and Continental Philosophy 2016 Vol. 8 No. 3 P. 302-314
Добавлено: 6 июня 2014 г.
Чепурин К. В., , in : Hegel and Resistance: History, Politics and Dialectics. : L. : Bloomsbury, 2018. P. 101-116.
Добавлено: 21 января 2016 г.
Болдырев И. А., Herrmann-Pillath C., / Basic Research Programme. Series HUM "Humanities". 2012. No. 05.
This paper explores the implications of the recent revival of Hegel studies for the philosophy of economics. We argue that Hegel’s theory of Objective Spirit anticipates many elements of modern approaches in cognitive sciences and of the philosophy of mind, which adopt an externalist framework. In particular, Hegel pre-empts the theories of social and distributed ...
Добавлено: 27 августа 2012 г.
Сорвин К. В., Вопросы философии 2021 № 1 С. 160-171
В творчестве известного российского философа Ф.Т. Михайлова заметное место занимали историко-философские сюжеты, игравшие роль методологических ориентиров для решения актуальных проблем современных гуманитарных наук. В первой части статьи рассматривается предложенное философом оригинальное и незаслуженно забытое решение проблемы аподиктического знания, данное им с опорой на кантовскую и марксистскую традиции и связанное с пересмотром ряда представлений о природе ...
Добавлено: 23 января 2021 г.
Климова С. М., Человек 2017 № 6 С. 92-103
Статья посвящена критическому рассмотрению влияния гегелевской (немецкой) философии на становление русской интеллектуальной мысли. Особенное значение уделено роли Н.Н. Страхова – известного русского гегельянца – на развитие философских взглядов таких русских писателей как Достоевский и Толстой. Специальному анализу подвергнута Переписка Н.Н. Страхова и Л.Н. Толстого, позволяющая выявить не только отношение Л.Н. Толстого к немецкой философии и ...
Добавлено: 9 марта 2018 г.
Кантор В. К., Russian Studies in Philosophy 2013 Vol. 51 No. 3 P. 40-58
Добавлено: 15 сентября 2013 г.
Резвых П. В., / Basic Research Programme. Series HUM "Humanities". 2015. No. 91.
Добавлено: 4 апреля 2015 г.
М. : Канон+, 2010
В 2007 г. мировая философская общественность отметила 200-летие выхода в свет выдающегося произведения гениального немецкого философа Г.В.Ф.Гегеля "Феноменология духа". В честь этого события в Институте философии РАН состоялась Международная конференция. В ней приняли участие видные гегелеведы России, Германии, США, Англии, Японии, Литвы. В основу настоящей книги положены доклады, сделанные на конференции, или тексты, специально представленные ...
Добавлено: 10 апреля 2013 г.
Кантор В. К., Forum für osteuropäische Ideen- und Zeitgeschichte 2011 Vol. 15 No. 2 P. 49-68
Von Gercen zu erzählen, heißt zu verstehen, wie sich die radikale Bewegung in Rußland entwickelte, das heißt das Zentrum, den Sinn, die Widersprüche der russischen Kultur bis zu den zwei Revolutionen von 1917 zu begreifen. ...
Добавлено: 19 марта 2013 г.
Чепурин К. В., / Basic Research Programme. Series HUM "Humanities". 2013. No. 16.
This paper traces the way Quentin Meillassoux’s metaphysics of the absolute and his thought on contingency and the future coming of God both follows Hegel’s notion of ‘Geist,’ in an unexpected manner, and creates an impasse that only a certain return to Hegel’s ontoanthropology can overcome. The challenge which Hegel accepts and Meillassoux takes up ...
Добавлено: 5 марта 2013 г.
Чепурин К. В., / Basic Research Programme. Series HUM "Humanities". 2013. No. 18.
In this paper, I explore a peculiar triad found in Hegel’s later anthropological thought: individuality, intensity, and daimon (or fate), the latter identified with what Hegel calls one’s “intensive form of individuality.” In his notion of the soul’s intensity, Hegel is reconceptualizing Kant’s idea of intensity of the soul towards an anthropological theory of individuality ...
Добавлено: 27 марта 2013 г.
Новиков Д. В., Русский журнал 2013 № 12 03 14
Гегелевская концепция революции и концепция «трансгрессии» Ж.Батайя. Связь исторической сцены революции и драматургии истории. Позволяет ли революция, понятая как "трансгрессия" или "шаббад", помыслить свободу по ту сторону смерти? ...
Добавлено: 24 марта 2014 г.
Чепурин К. В., Journal of the History of Ideas 2020
Добавлено: 15 декабря 2020 г.
Мотрошилова Н. В., В кн. : «Феноменология духа» Гегеля в контексте современного гегелеведения. : М. : Канон+, 2010. С. 74-102.
Добавлено: 10 апреля 2013 г.
Немировский И. В., Новое литературное обозрение 2021 Т. 172 № 6 С. 163-179
В статье предлагается опыт прочтения стихотворения Пушкина «Герой» (1830) в соотнесении с иконографией Наполеона как царя-Мессии, а также воспоминаниями о Наполеоне, в частности, о посещении им чумного госпиталя в Яффе. Статья показывает, что в стихотворении Пушкина элементы наполеоновской легенды переносятся на образ Николая I, что позволяет распространить на образ российского царя также и аргументы французской ...
Добавлено: 8 декабря 2020 г.
L. : Bloomsbury, 2018
Добавлено: 21 января 2016 г.
Любимов С. Е., Political, technological, economic and social processes 2013
Данная статья посвящена анализу концепции войны Г. Ф. В. Гегеля. Гегель является одним из основателей современного международного права, на формирование которого, бесспорно, огромное влияние оказала его теория войны. В данной работе мы рассмотрим учение Гегеля о войне и покажем взаимосвязь его концепции с современной теорией справедливой войны. ...
Добавлено: 12 декабря 2013 г.
Болдырев И. А., В кн. : «Феноменология духа» Гегеля в контексте современного гегелеведения. : М. : Канон+, 2010. Гл. 44. С. 243-258.
Критика чувственной достоверности, с которой начинается путь сознания в «Феноменологии духа», давно привлекает внимание исследователей и сама по себе, и с точки зрения ее конструктивной роли в гегелевском сочинении. Вокруг этого раздела «Феноменологии» начиная с Л. Фейербаха ведутся споры и более общего характера – о сути и перспективах идеалистической диалектики. Чтобы понять, как изучается этот ...
Добавлено: 10 апреля 2013 г.
Сорвин К. В., Вопросы философии 2023 № 5 С. 16-27
С опорой на наследие немецкой классической философии (Кант, Гегель) и на материалах работ Дюркгейма, Фрейда и Маркса в статье выделено несколько методологических уровней в исследовании иллюзорных форм сознания. «Кантовский» уровень предполагает расшифровку содержания иллюзорного комплекса путем вычленения неосознаваемых интеллектуальных или социальных процессов, переплетение которых порождает видимость наличия не существующих в реальности онтологических связей. Такое понимание ...
Добавлено: 1 июня 2023 г.
Павлов А. В., В кн. : Александр Герцен и рождение русского социализма. 1812-1855 / Alexander Herzen and the Birth of Russian Socialism: 1812-1855. : М. : Издательский дом «Территория будущего», 2010. С. 7-31.
Малиа написал половину книги об Александре Герцене. Половину в двух смыслах. Во-первых, в буквальном: биография заканчивается 1855 годом — временем, когда Герцен стал заниматься скорее политикой, чем теоретическими штудиями. Во-вторых, в переносном: довольно объемное исследование имеет огромное количество «уклонений» в самые разные области интеллектуальной истории и политической теории (возможно, еще и этим она вызывает интерес ...
Добавлено: 25 июня 2013 г.