?
Духовность как потенциал свободы
Духовность - один из важнейших терминов культурно-исторической психологии, однако имеются значительные разногласия относительно его определения. В статье показано, что существующие подходы часто имплицитно репродуцируют понимание духовности, заимствованное у религии (в особенности, христианской). В этом понимании духовность есть атрибут человеческой сущности, нечто возвышенное и положительное, указывающее на бесконечную перспективу приближения к Абсолюту. Однако когда этому термину придается нерелигиозный смысл, его определения страдают «логическим кругом» (духовность понимается как стремление к духовным ценностям). Можно говорить о логическом круге и тогда, когда религиозное понимание духовности предпосылается научным исследованиям феноменов духовности во всех сферах человеческого бытия, чтобы эти исследования привели к результатам, подтверждающим исходные предпосылки и даже совпадающим с ними. Предлагается трактовка духовности как потенциала человеческой свободы. Положительные или отрицательные оценки результатов актуализации этого потенциала делаются по отношению не к абсолютной ценностной шкале (как при религиозной трактовке духовности), а к историческиконкретному культурному контексту. Такая трактовка опирается на понимание культуры как системы предельных ценностей, которым люди следуют как ориентирам в жизненном пространстве. В рамках данной культуры духовность может быть оценена как положительно, так и отрицательно, равно как и культурные ценности, по отношению к которым духовность себя определяет, также могут оцениваться по-разному, вплоть до противоположности этих оценок. Это - духовность в ее субъективном значении. Объективация духовности может быть определена как потенциал культуры, актуализируемый в изменениях системы культурных универсалий. Дух культуры свободен и потому способен к этим переменам. Иначе живой культуры нет, а есть только ее формальная оболочка, которую именуют цивилизацией