?
Как слово становится Домом бытия
Человек. 2012. № 5. С. 5-19.
В статье сделана попытка раскрыть положение Г.Г. Шпета, что слово является первым и главным принципом человеческого познания. С рождения ребенок попадает в атмосферу (духосферу, когитосферу, семиосферу) слова, которая обволакивает его, проникает в душу и становится внутренней формой образов, движений, действий, состояний и чувств. В 1,5–2 года, когда начинается эксплозия, «вулканический взрыв» детской речи, слово выходит наружу не звуком пустым, а несет в своей внутренней (виртуальной, идеальной, превращенной) форме образы, действия, аффекты, предметные значения и смыслы. Становясь внешней формой, слово сохраняется во внутренней форме действий, образов, чувств или программ их актуализации, принимая форму невербального внутреннего слова. Проблематика гетерогенности и гетерогенеза слова, образа и действия обсуждается в контексте культурно-исторической психологии и психологии творчества.
Научное направление:
Психология
Социология (включая демографию и антропологию)
Филология и лингвистика
Приоритетные направления:
гуманитарные науки
Язык:
русский
Ключевые слова: личностькультурасубъекттворчествопониманиедействиеразвитиеобразсловогетерогенезпсихология общенияинтеллигибельная интуициявнешняя и внутренняя формыгетерогенностьначалокогитопсихология развитияпроцессы коммуникациипсихика и сознаниеразвитие психикивозрастная психологиясравнительная психологиямалайско-полинезийские языки
Семенов И. Н., Психология. Журнал Высшей школы экономики 2012 № 3 С. 37-57
В статье на фоне панорамы современной философско-психологической мысли характеризуются научные школы факультета психологии ВШЭ и анализируются концепции рефлексии ряда его профессоров, а также обозначены формы межкафедрального (кафедр общей и психологии личности), межуниверситетского (НИУ ВШЭ и МГУ), межинституционального (ВШЭ и ИП РАН, ИФ РАН) и международного сотрудничества (c учеными Австрии, Латвии, Украины) в изучении рефлексии. ...
Добавлено: 26 ноября 2012 г.
Монография посвящена эпистемологическим проблемам современной психологии. Авторы проводят мысль о том, что наиболее интересные и перспективные философско-методологические разработки психологической проблематики располагаются в тех ее областях, где «встречаются» теоретическая психология и ее практически ориентированные психотерапевтические направления. Здесь закладываются основы нового концептуального аппарата современной психологии, определяются контуры новой эпистемологической стилистики ее языка. Книга предназначена не только для ...
Добавлено: 8 ноября 2012 г.
М. : МЭСИ, 2012
В сборнике представлены статьи, обобщающие результаты междисциплинарного изучения актуальных проблем организации и развития организационной среды в условиях современного российского общества. ...
Добавлено: 28 ноября 2012 г.
М. : НИЦ ИНЛОККС, 2012
В сборник Материалов 16-й научно-практической конференции по психологии, философии и педагогики чтения "Чтение и познание" вошли тексты выступлений участников ежегодной конференции, которая, по установившейся традиции, прошла как в Москве (4-5-апреля 2012г. в ПИ РАО), так и в С.Петербурге (1-3 февраля 2012г. в РГПУ им.А.И.Герцена). В работах проф. Г.Л. Тульчинского, проф. Б.И. Федорова, проф. Королевой Н.Н., ...
Добавлено: 9 октября 2012 г.
М. : Юрайт, 2011
В учебнике достаточно широко представлены базовые психологические знания, которые позволят будущим педагогам помочь школьникам не только получить общее образование, но и научиться правильно ориентироваться в реальной жизни. Особенность данного издания состоит и в том, что оно включает все четыре раздела психологии, изучаемые студентами педагогических вузов: общую, социальную, возрастную и педагогическую психологию. Это позволило авторам в ...
Добавлено: 4 июля 2012 г.
Семенов И. Н., Павлов И. И., Акмеология 2017 № 4(64) С. 7-18
В статье представлен науковедческий и методологический анализ жизнедеятельности и психолого-педагогических идей крупного учёного-гуманитария Серебряного века российской культуры Константина Николаевича Вентцеля. С позиций рефлексивной акмеологии и персонологии творчества охарактеризованы разработанные Вентцелем философско-педагогическая теория свобод- ного воспитания и образовательная практика свободной школы. Подробно рассмотрены философские основы концепции творческой личности, прослежен её генезис в рамках философских и психологических ...
Добавлено: 12 сентября 2017 г.
Трощенкова Е. В., Известия Самарского научного центра Российской академии наук 2012 Т. 14 № 2 С. 235-243
Описываемые в статье результаты интеррогативного психолингвистического эксперимента – это часть более обшир-ного исследования влияния социокультурного знания на коммуникацию в Интернет дискуссиях читателей статей американской прессы. Эксперимент позволяет получить комплексную модель знания о положительно/отрицательно оцениваемых событиях в американском социуме и уделить особое внимание ценностно-оценочному компоненту. Такая модель в дальнейшем может служить основой для объяснения используемых аргументативных ...
Добавлено: 27 июня 2012 г.
Савинова Е. К., Вопросы филологических наук 2011 № 6 С. 69-72
Статья посвящена рассмотрению некоторых механизмов, используемых западными консалтинговыми компаниями, для повышения уровня эффективности коммуникативных процессов с клиентами. Автор рассматривает когнитологические аспекты отчета, содержащего рекомендации, включая ряд тенденций развития данного вида дискурса в последнее время. В статье подчеркивается необходимость совершенствования коммуникативно-когнитивной грамотности российских специалистов для повышения качества изложения материала в письменных продуктах. ...
Добавлено: 5 октября 2012 г.
Екатеринбург : Уральский федеральный университет им. первого Президента России Б.Н. Ельцина, 2017
В сборнике представлена преемственность трех поколений исследователей - социологов, политологов, начиная с 60-х годов XX столетия и заканчивая сегодняшним днем. Сборник предназначен для социологов, политологов, философов и всех, кто интересуется данными проблемами. Департамент политологии и социологии, Институт социальных и политических наук, Уральский Федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина ISBN 978-5-91256-358-4 ...
Добавлено: 20 марта 2017 г.
СПб. : Филологический факультет Санкт-Петербургского государственного университета, 2012
Сборник научных статей по актуальным проблемам лингвистики, написанных учеными Санкт-Петербурга к 80-летию со дня рождения д.ф.н., проф. А.И. Варшавской. Издание рассчитано как на специалистов-филологов, так и на широкий круг читателей, интересующихся проблемами современной лингвистики. ...
Добавлено: 27 июня 2012 г.
Зинченко В. П., В кн. : Методология психологии: проблемы и перспективы. : М., СПб. : Центр гуманитарных инициатив, 2012. Гл. 1. С. 29-50.
Добавлено: 8 ноября 2012 г.
Дамбер У., Иварссон Л., Бостедт Й. и др., Citizenship, Social and Economics Education 2012 Vol. 10 No. 2-3 P. 213-226
В статье излагаются некоторые результаты компаративного исследования русской и шведской систем ценностей у студентов, а именно представлен анализ гендерных сходств и различий как в рамках одной культуры, так и при кросс-культурном анализе. В исследовании предлагаются и обсуждаются комплексные психолингвистические методы исследования заявленной проблематики. ...
Добавлено: 27 июня 2012 г.
Трощенкова Е. В., Вестник Пермского университета. Российская и зарубежная филология 2012 № 2 (18) С. 24-34
Статья посвящена проблеме исследования ментальных репрезентаций ценностей методами психолингвистического анализа и применению полученных результатов для изучения коммуникативных стратегий. Рассматриваются выявляемые при помощи психолингвистических экспериментов особенности ценностных систем, которые оказываются потенциальным источником конфликтов ценностей. Представлены некоторые результаты таких экспериментов, а также описываются особенности развертывания коммуникации в ситуациях интерперсонального и межкультурного ценностного конфликта. ...
Добавлено: 23 декабря 2012 г.
Савинова Е. К., Иностранные языки: теория и практика 2011 № 13 С. 58-64
Статья посвящена рассмотрению некоторых типичных причин сбоев в реализации актов коммуникации в рамках мультикультурного коллектива, а также обобщению опыта повышения уровня эффективности коммуникации, в первую очередь в рамках отношений «руководитель-подчиненный». Автор приводит ряд практических рекомендаций, которые могут быть использованы для повышения коммуникативной компетенции будущих специалистов в рамках обучения иностранным языкам. ...
Добавлено: 5 октября 2012 г.
Шабес В. Я., Трощенкова Е. В., Потапова Т. М. и др., Вопросы когнитивной лингвистики 2012 № 2 С. 67-78
Совместное исследование, проведенное междисциплинарной группой российских и шведских лингвистов, социологов и педагогов-психологов на грант Шведского института помимо решения прагматических задач, связанных с выявлением относительной качественно-количественной специфики национальных ценностных когнитивных репрезентаций, имело, прежде всего, методологические цели. Они состояли в проверке эффективности разработанных экспериментальных когнитивно-лингвистических приемов (и, соответственно, лежащих в их основе теоретических представлений), направленных на получение ...
Добавлено: 25 июня 2012 г.
Кириллова Е. И., Журнал практического психолога 2012 № 1 С. 149-164
В статье изложены результаты исследования психологического глубинного содержания речи К. Роджерса, интенциональной структуры его психотерапевтического дискурса на материале стенограммы демонстрационной психотерапевтической сессии с Джен. С помощью методики интент-анализа психотерапевтического дискурса, выявляется специфика психотерапевтической речи К. Роджерса, отражающая мотивационно-коммуникативные аспекты высказываний психотерапевта человекоцентрированного подхода в психотерапии. ...
Добавлено: 29 сентября 2012 г.
Шабес В. Я., Трощенкова Е. В., Потапова Т. М. и др., US-China Education Review A 2012 Vol. 2 No. 1 P. 70-83
В статье на основе данных, полученных в психолингвистических экспериментах в 2009-2010 гг. с русскими и шведскими студентами (проект на грант Шведского интститута) рассматривается структура нескольких комплексных ценностей («Гармония», «Свобода», «Демократия», «Толерантность» и «Патриотизм»), а также анализируется их внешняя системная организация с точки зрения как культурной специфики, так и гендерных особенностей. Доказывается, что ценностные концепты имеют ...
Добавлено: 27 июня 2012 г.
Савинова Е. К., Вопросы филологических наук 2011 № 6 С. 73-78
Статья посвящена рассмотрению с точки зрения когнитологии некоторых нарушений в актах коммуникации, приводящих к потере их эффективности, на примере трудового коллектива иностранных компаний, рабочими языками которых являются английский и русский. Автор предлагает ряд рекомендаций по совершенствованию коммуникативных компетенций, которые могут быть использованы при обучении студентов в рамках изучения иностранных языков. ...
Добавлено: 5 октября 2012 г.
Зинченко В. П., Культурно-историческая психология 2008 № 2 С. 2-18
В статье рассматриваются положения В. Гумбольдта о внутренних формах языка и Г.Г. Шпета о внутренних формах слова. Далее они распространяются на внутренние формы действия и образа. Показана гетерогенность слова, образа и действия, приводятся данные, свидетельствующие об их гетерогенезе в процессах возрастного и функционального развития. На первых стадиях развития ребенка слово рождается как внутренняя форма движения, ...
Добавлено: 14 октября 2012 г.
Старовойтенко Е. Б., Психология. Журнал Высшей школы экономики 2011 Т. 8 № 4 С. 3-28
Статья посвящена обоснованию перспектив разработки проблемы «отношения личности к себе» в контексте персонологии. Раскрываются возможности исследования самоотношения путем персонологического синтеза культурно-исторических, онтологических и психологических положений о самоотношении, получивших развитие в работах М. Фуко, М.М. Бахтина, М.К. Мамардашвили, С.Л. Рубинштейна. Представлены оригинальные теоретические, интерпретационные и рефлексивно-феноменологические модели развития отношения к себе в современных условиях, основанные на ...
Добавлено: 10 октября 2012 г.
Семенов И. Н., Культурно-историческая психология 2014 Т. 10 № 2 С. 27-39
Цель исследования – теоретический анализ многогранной научно-педагогической деятельности одного из крупнейших российских психологов академика РАО В.П.Зинченко. Методология исследования определяется взаимодействием таких применяемых в современном науковедении видов системного анализа научной деятельности, как: социокультурный, биографический, историографический, предметно-тематический, концептуально-метеодологический. В результате на фоне науковедческого анализа истории отечественной психологии характеризуется научно-исследовательская, научно-организационная и научно-преподавательская деятельность В.П.Зинченко на основных этапах ...
Добавлено: 20 декабря 2014 г.
Леонтьев Д. А., Культурно-историческая психология 2013 № 1 С. 22-30
В статье дан теоретический анализ проблемы влияния социокультурной среды на формирования и развитие личности. Рассмотрены основные подходы к этой проблеме, в том числе культурно-историческая психология, теория социального характера, культурная антропология, кросс-культурные исследования и культурная психология. Исходя из положения о полисоциальной природе человека, выделены различные слои социокультурого окружения, которые вносят вклад в процессы социализации и окультуривания ...
Добавлено: 16 ноября 2013 г.
Орлов А. Б., Журнал практического психолога 2012 № 1 С. 131-134
Статья посвящена рассмотрению основных положений психотерапевтической системы К. Роджерса: доверия к клиенту, доверия к процессу, отношение к терапевтическому воздействию и т.п. Несоблюдение этих положений в практике психолога-консультанта и психолога-психотерапевта неизбежно ведет к созданию таких форм консультационной и психотерапевтической работы, которые не могут называться клиентоцентрированными (человекоцентрированными). ...
Добавлено: 30 декабря 2012 г.
Таратухина Ю. В., Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук 2010 № 10 С. 346-352
Настоящая работа содержит сведения о когнитивных основаниях межкультурной дифференциации. В статье отражено взаимодействие когнитивных моделей с нравственными и поведенческими параметрами в разных культурах, в том числе и в рамках делового общения. ...
Добавлено: 30 октября 2012 г.