?
К проблеме интервенций в ситуации кризиса личности: от теории к практике
Культурно-историческая психология. 2010. № 3. С. 93-98.
Овчинникова Ю. Г.
В статье обосновывается понимание кризиса личности как внутреннего ресурса психики для саморазвития. Проводится сравнительный анализ кризиса личности и кризисной ситуации, а также особенностей оказания психологической помощи. Предлагается модель оказания психологической помощи в рамках краткосрочного консультирования, способствующей конструктивному разрешению кризиса личности. Основой интервенции становится вопрос о психологическом смысле кризиса. Подчеркивается важность использования феноменологического метода в качестве основы консультирования, а также сопоставляется понятие интервенции и понимающей психологии.
Овчинникова Ю. Г., Юнгианский анализ 2012 № 1 С. 4-21
В данной работе контрперенос рассматривается как уникальный феномен, являющийся ключом к пониманию и изменению терапевтических отношений, терапевтического процесса и личности пациента. Автор подчеркивает значимость изучения данного вопроса в связи с увеличением учебных программ по подготовке психологов-практиков. Выделены три сферы проявлений контрпереносных реакций. Сформулирована гипотеза об опережающем контрпереносе, согласно которой травмированные части психики пациента отражаются в ...
Добавлено: 9 ноября 2012 г.
Ермакова Е. В., Культурно-историческая психология 2010 № 1 С. 27-38
В данной статье синдром эмоционального выгорания рассматривается как проблема психологии личности вопреки традиционному для отечественной психологии подходу к выгоранию как следствию длительного профессионального стресса и профессиональной деформации. В результате анализа подходов к синдрому выгорания в отечественной и зарубежной науке делается вывод о недостатке их объяснительного потенциала и необходимости осмысления синдрома в более широкой парадигме. Нами ...
Добавлено: 19 октября 2012 г.
М. : НИЦ ИНЛОККС, 2012
В сборник Материалов 16-й научно-практической конференции по психологии, философии и педагогики чтения "Чтение и познание" вошли тексты выступлений участников ежегодной конференции, которая, по установившейся традиции, прошла как в Москве (4-5-апреля 2012г. в ПИ РАО), так и в С.Петербурге (1-3 февраля 2012г. в РГПУ им.А.И.Герцена). В работах проф. Г.Л. Тульчинского, проф. Б.И. Федорова, проф. Королевой Н.Н., ...
Добавлено: 9 октября 2012 г.
Порус В. Н., Культурно-историческая психология 2011 № 3 С. 27-35
В статье рассматривается центральная проблема персонологии - идентичность «Я». От Д. Юма ведет начало скептический подход к этой проблеме, якобы не подлежащей научному решению. Современные персонологи (П. Рикёр и др.) переводят решение этой проблемы в план культурологического исследования, сообщающего «Я» «нарративную идентичность». Культурно историческая психология является «Мостом интерпретаций», на котором происходит встреча философии культуры и ...
Добавлено: 13 сентября 2012 г.
Старовойтенко Е. Б., Исаева А. Н., Психология. Журнал Высшей школы экономики 2016 № 4 С. 741-762
Исследования, посвященные отношениям личности, отличаются большим многообразием затронутых проблем, методологических и теоретических подходов, эмпирических результатов и значительными различиями в практической ценности открытых идей и разработанных методов. Среди этих исследований обнаруживается существенный пробел в плане построения строгих и целостных психологических моделей отношений, а также в плане структурного моделирования способов их изучения и интерпретации. Кроме того, в ...
Добавлено: 5 сентября 2016 г.
Соловьева И. В., Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук 2010 № 12 С. 374-378
Изучение мотивации вообще, и учебной - в частности является актуальной темой на протяжении как минимум последних пятидесяти лет. Представители различных научных школ разрабатывали подходы к изучению столь непростого для наблюдения и анализа объекта. Многое в отечественной психологии было сделано советскими учеными, в том числе и в Ленинградском государственном университете. Именно там работал Владимир Александрович Ганзен ...
Добавлено: 31 октября 2012 г.
Монография посвящена эпистемологическим проблемам современной психологии. Авторы проводят мысль о том, что наиболее интересные и перспективные философско-методологические разработки психологической проблематики располагаются в тех ее областях, где «встречаются» теоретическая психология и ее практически ориентированные психотерапевтические направления. Здесь закладываются основы нового концептуального аппарата современной психологии, определяются контуры новой эпистемологической стилистики ее языка. Книга предназначена не только для ...
Добавлено: 8 ноября 2012 г.
Методологические основы разработки концепции и развитие персоналистических идей в работах В. Франкла
Уколова Е. М., Шумский В. Б., Мир психологии. Научно-методический журнал 2010 № 4 С. 178-189
Статья посвящена реконструкции представлений В. Франкла о личности как основе индивидуализации и самоформирования человека и его жизни. Раскрываются методологические основы концепции В. Франкла - понимание личности в философской антропологии М. Шелера, обсуждаются психологические категории, посредством которых описывается процесс актуализации личностного начала человека, а также рассматривается значение взглядов В. Франкла для психологии личности. ...
Добавлено: 8 октября 2012 г.
Разумовская Т. А., Социологический журнал 2010 № 3 С. 169-176
Статья посвящена анализу сбаорника статей Травма:пункты, в котором травма рассматривается не только как единовременное событие, резко изменившее жизнь человека, но и как процесс, который продолжает влиять на отношение людей к их прошлому, настоящему и будущему. ...
Добавлено: 3 октября 2012 г.
Барановская Т. А., Современные наукоемкие технологии 2010 № 1 С. 101-104
Лингвопсихология изучает место текстовой деятельности среди прочих видов общественной деятельности: роль и место текстов (сообщений) при обмене всеми видами деятельности в процессе актуализации общественных отношений; пути и механизмы внедрения продуктов интеллектуальной знаково-мыслительной деятельности в общественную практику, в культуру и общественное сознание. ...
Добавлено: 20 октября 2012 г.
Старовойтенко Е. Б., Мир психологии. Научно-методический журнал 2010 № 1 С. 157-172
Статья посвящена обоснованию нового направления в психологии личности, исследующего проблемы индивидуальной жизни, ее пространственно-временного протекания, внутренней архитектоники и личностных оснований ее воссоздания и обновления. Представлена интегральная теоретико-методологическая модель «персонологии жизни», ориентированная на практическую герменевтику индивидуальных случаев. ...
Добавлено: 8 октября 2012 г.
Старовойтенко Е. Б., Мир психологии. Научно-методический журнал 2012 Т. 71 № 3 С. 59-71
В статье обосновывается подход к развитию персонологии как интегральной науки о личности, имеющей богатый историко-культурный контекст, а также предполагающей синтез различных теорий личности, единство фундаментальных и практико-ориентированных исследований личности, строгую систему парадигм, акценты не только на познаваемую личность, но и личность исследователя, консультанта, психотерапевта. С целью разработки теоретико-методологической парадигмы культуры, предлагается «метод персонологической интеграции культурного ...
Добавлено: 6 декабря 2012 г.
М. : Смысл, 2011
Коллективная монография охватывает широкий круг вопросов психологии личности через призму новой концепции личностного потенциала — системы характеристик личности, лежащих в основе успешной саморегуляции в различных сферах жизнедеятельности.
Адресуется психологам. ...
Добавлено: 28 августа 2012 г.
Колпачников В. В., Колпащикова В. О., Журнал практического психолога 2012 № 4 С. 78-94
В статье описывается исследование влияния систематического привлечения внимания к сновидениям на отношение человека к ним и открытость опыту как одному изцентральных аспектов конгруэнтности. ...
Добавлено: 25 декабря 2012 г.
Лебедева Н. М., Татарко А. Н., Альманах современной науки и образования 2009 № 4(23) Ч.2 С. 89-98
Представлены результаты разработки и валидизации новой методики, измеряющей установки по отношению к инновациям: Шкалы самооценки инновативных качеств личности. Всего в исследовании приняли участие 1019 человек, объем выборки, на которой проводилась валидизация методики, составил 904 чел. Результаты проверки методики кросс-культурную валидность и надежность- согласованность шкал показали, что данная методика имеет достаточную надежность и высокую кросс-культурную валидность, ...
Добавлено: 15 ноября 2012 г.
М. : Юрайт, 2011
В учебнике достаточно широко представлены базовые психологические знания, которые позволят будущим педагогам помочь школьникам не только получить общее образование, но и научиться правильно ориентироваться в реальной жизни. Особенность данного издания состоит и в том, что оно включает все четыре раздела психологии, изучаемые студентами педагогических вузов: общую, социальную, возрастную и педагогическую психологию. Это позволило авторам в ...
Добавлено: 4 июля 2012 г.
Леонтьев Д. А., Вопросы психологии 2016 № 3 С. 3-15
В статье рассмотрено соотношение экзистенциальной психологии с основной линией
развития академической психологии личности в истории и современности. Прослежива
ются ключевые точки их взаимодействия: «неклассический прорыв» конца 1920-х – на
чала 1930-х гг., гуманистическая революция 1960-х и последовавшая за ней трансфор
мация психологической науки в 1970-е гг., рождение и расцвет позитивной психологии
в 2000-е гг. Анализ показывает усиливающуюся конвергенцию этих двух ...
Добавлено: 24 октября 2016 г.
Старовойтенко Е. Б., Мир психологии. Научно-методический журнал 2010 № 4 С. 13-25
Работа посвящена проблеме синтеза теорий и методов изучения отношения личности к себе, созданных в контексте различных философских, психологических и гуманитарных наук. Ставится задача развития «персонологии отношения к себе», основанной на этом синтезе. Представлена персонологическая модель самоотношения, эксплицированная из текстов М. Фуко и соединившая транскультурные идеи об индивидуальном отношении к себе. Данные идеи рассматриваются как культурный ...
Добавлено: 8 октября 2012 г.
Шумский В. Б., Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Психологические науки 2007 № 3 С. 359-368
В статье рассматриваются два направления в экзистенциальной психологии, которые можно выделить в соответствии с разным пониманием соотношения экзистенции и эссенции – онтологическое и персоналистическое. Прослеживаются различия между этими направлениями на уровне философских оснований, психологических концепций, психотерапевтической практики, а также подчеркивается вклад персоналистического направления в развитие методологии экзистенциальной психотерапии. ...
Добавлено: 30 ноября 2012 г.
Nartova-Bochaver Sofya, Donat M., Astanina N. и др., Social justice research 2018 Vol. 31 No. 1 P. 61-84
В исследовании были проверены русские версии Общей и личной веры в справедливый мир (ВСМ). Результаты эксплораторного и конфирматорного факторного анализа показали, что личная ВСМ может быть эмпирически дифференцирована от общей ВСМ; однако обе шкалы коррелируют положительно. Была продемонстрирована хорошая внутренняя согласованность обеих шкал. Возраст положительно коррелирует с личной ВСМ, но не с общей ВСМ. Гендерные ...
Добавлено: 15 декабря 2017 г.
Омск : Издательство Омского государственного университета, 2009
Представлены тексты докладов следующих секций: «Теоретические и методические аспекты трудных жизненных ситуаций», «Роль личности в возникновении и преодолении трудных жизненных ситуаций», «Нормативный и ненормативный кризис как трудная жизненная ситуация», «Социально-психологические механизмы поведения личности (группы) в трудных жизненных ситуациях», «Сохранение физического и психологического здоровья человека в трудных жизненных ситуациях». ...
Добавлено: 20 февраля 2013 г.
Шадриков В. Д., Психология. Журнал Высшей школы экономики 2010 Т. 7 № 3 С. 41-56
В настоящей работе представлена авторская теория способностей человека. Дается содержательное определение способностей, которые рассматриваются в трех измерениях: индивида, субъекта деятельности и личности. На основе предложенного понимания способностей предлагается решение актуальных вопросов: соотношения, задатков и способностей, месте способностей в структуре психики, взаимосвязи способностей и познавательных процессов. Выходя за рамки познавательных способностей, автор предлагает общее понимание способностей, ...
Добавлено: 8 декабря 2012 г.
Х. : ХНПУ, 2012
Коллективный труд, в создании которого приняли участие психологи Украины, России, Германии и Канады, отражает вклад в отечественную и мировую психологическую мысль ученых Харьковской психологической школы. Сборник приурочен к 80-летнему юбилею кафедры психологии в Харьковском национальном педагогическом университете, первым заведующим которой в 30-е годы XX века был видный ученый – Алексей Николаевич Леонтьев. ...
Добавлено: 12 ноября 2012 г.
Уколова Е. М., Шумский В. Б., М. : Логос, 2016
В панораме зарубежной психологической мысли Виктору Франклу (1905-1997) принадлежит особое место. Философ, психолог, врач, психотерапевт, создатель оригинального учения о смысле, он оказал серьезное гуманистическое влияние на философско-психологическую мысль.
В монографии показан вклад В. Франкла в развитие идеи личности как духовного деятельного начала человеческого бытия. Раскрывается философский и историко-культурный контекст зарождения и развития идеи личности в учении ...
Добавлено: 15 февраля 2017 г.