?
Ментальные образы и их роль в креативном мышлении
Проблема ментальных образов (mental imagery) на протяжении последних десятилетий активно обсуждается в когнитивной науке, философии сознания и эпистемологии. Ментальные образы связаны с работой продуктивного воображения, креативного мышления. Они могут рассматриваться также как катализаторы для
порождения новых смыслов, ключевыми исходными пунктами для выдвижения новых идей в науке и культуре. Как правило, выделяют следующие особенности ментальных образов. 1) Это квази-перцептивный опыт сознания, они похожи на опыт восприятия, но возникают при отсутствии соответствующего внешнего стимула. 2) В уме создается живая, похожая на картинку, гипотетическая репрезентация. 3) Может возникать гипотетическая внутренняя репрезентация любого рода, не только визуальная, т.е. ментальные образы могут быть не только зрительными, но и звуковыми, кинестетическими (моторными), осязательными
(прикосновения) и т.п. Одни образы могут быть сцеплены с другими, т.е. возникать синестезия чувств, которая присуща одаренным людям. Как продукт сознания, ментальные образы обладают интенциональностью, они всегда направлены на что-то и являются образами чего-то. Ментальные образы могут предвосхищать события, представлять, что желаемое достигнуто, или же выявлять страхи, опасения, риски, т.е. апробировать различные возможности хода будущих событий. Ментальные образы обеспечивают,
кроме того, семантическую основу для языка. Наиболее интересным представляются исследования, как ментальные образы связаны с креативным мышлением, с работой творческого воображения и с изобретательными способностями человеческого интеллекта. Даже если судить по самому термину «ментальный образ» или “mental imagery”, становится ясным, что речь идет о таких продуктах человеческого сознания, в которых соединены, сплавлены, переплетены чувства и разум, образ и его понимание, интерпретация, т.е. интегрально представлены ментальные, умственные и перцептивные, чувственные
компоненты. Это имеет особую значимость в связи с пониманием природы творчества, креативности человека, поскольку новое знание в науке, догадки и гипотезы строятся через первоначально возникающие мысле-образы, посредством работы визуального мышления, которая затем дополняется кропотливым трудом по вписыванию нового знания в структуры имеющихся теорий или построению новых теоретических конструктов.