?
Реформирование средств защиты прав человека в России: общие и частные вопросы
Статья посвящена анализу динамики национальных средств защиты от нарушения прав в российской правовой системе в последние годы. Обязательства государств по созданию эффективных внутригосударственных средств защиты прав человека являются проявлением принципа субсидиарности, лежащего в основе международных механизмов защиты прав человека. Кроме того, эффективность внутригосударственных средств защиты тесно связана с исполнением решений международных судов в части принятия мер общего характера для устранения проблем структурного/системного характера, поскольку общие меры зачастую предполагают создание эффективных национальных механизмов для их решения. Внутригосударственные средства защиты в практике Европейского Суда по правам человека подразделяются на превентивные и компенсаторные, причём именно сочетание этих средств обеспечивает необходимый уровень эффективности. Кроме того, выделяют общие и специальные средства защиты в зависимости от охвата прав и свобод, нарушения которых они призваны предотвращать.
В российской правовой системе наблюдается синхронизация общих (судебных) механизмов защиты прав, подлежащих исчерпанию для обращения в Европейский Суд. В настоящее время ЕСПЧ признал кассационное производство во всех видах процесса эффективным механизмом, который необходимо исчерпывать до обращения в Страсбург. Последним в этом ряду стало решение о приемлемости жалобы в рамках дела Аникеев и Ермакова против России относительно новой кассации в уголовном процессе. Однако остаются открытыми вопросы об оценке надзорного производства в его новой конфигурации и об эффективных средствах защиты в производстве об административных правонарушениях. В отношении специальных средств защиты Комитетом министров Совета Европы выделяются системные проблемы, требующие принятия мер общего характера и совершенствования внутригосударственных средств защиты от нарушений прав и свобод. Для анализа в статье выбрана категория дел по исчезновениям людей. Исполнение постановлений ЕСПЧ предполагает принятие целого комплекса разнообразных мер (как индивидуальных, так и общих), перечень которых далеко не ограничивается мерами правового характера. Отсюда и возникает сложность в исполнении этой группы постановлений.