?
Цифровой след в прогнозировании образовательной стратегии выпускников школ
В исследовательской статье с использованием данных цифровых следов оцениваются результаты
трансформации образовательной стратегии учащихся 11-х классов средней школы. Анализ официальных
и неофициальных вузовских интернет-сообществ в социальной сети «ВКонтакте» показал, что их активными
пользователями являются выпускники школ, которые таким образом получают необходимую информацию
о высшем учебном заведении. Представленный в статье метод использования цифровых следов может стать
перспективным инструментом прогнозирования спроса на высшее образование. Проведенное исследование
охватило период с 2019 года по 2021 год, всего было идентифицировано 502 тысячи профилей пользова-
телей, в финальную выборку попали 246 тысяч аккаунтов. Результаты показали, что за анализируемый
период произошло сокращение числа подписок пользователей на вузовские сообщества. Данный процесс
наблюдался во всех российских регионах. Также изменилась ориентация на вузы, расположенные в других
регионах. Если до пандемии большинство учащихся подписывалось на сообщества вузов, находящихся
в другом регионе, то после нее бо́льшая часть выпускников стала выбирать вузы родного региона. Сущест-
венным ограничением метода использования цифровых следов является то, что ряд профилей относится
к закрытым, и это не позволяет использовать их в дальнейшем анализе. Тем не менее результаты иссле-
дования показали высокую валидность и широкие возможности использования метода цифровых следов
в предсказании образовательной траектории молодежи и планировании приемной кампании в масштабах
как вуза, так и страны в целом.