?
О феноменологической революции: истоки философского проекта Марка Ришира
Французская феноменология возникла на перекрестье целого ряда интеллектуальных традиций, представляя собой весьма специфическую рецепцию немецкого идеализма и неокантианства на почве французского неокартезианства и метафизики субъективности. В то время как работы французских философов-феноменологов 1940–1970–х годов представляются достаточно изученными и вписанными в историко-философский “канон”, более поздние работы остаются по большей части неизвестными. Меж тем, в последней трети XX века происходит ряд важных сдвигов — как тематического, так и методологического толка. Так, в феноменологию вводится теологическая проблематика, а также проявляется интерес к работе с “готовыми” дескрипциями интенциональных переживаний, в связи с чем феноменологическая методология начинает применяться в литературном поле, работать c мистическим опытом и сферой психопатологий. На протяжении всего периода рецепции Гуссерля и формирования автохтонной французской феноменологии наиболее пристальное внимание уделяется методологии исследований и её радикализации: постепенно происходит трансформация эпохé и редукции, предпринимаются попытки отказа от горизонта опыта и пересмотр основных характеристик субъекта.
Весьма репрезентативным здесь становится наследие Марка Ришира (1943-2015), который, в отличие от таких авторов, как А. Мальдине, М. Анри, Ж.-Л. Марьон, практически не переведен на русский язык. Несмотря на общепризнанный статус одного из ведущих авторов третьего поколения французских феноменологов, наследие Ришира остается малоизученным, в то время как обращение к эволюции его мысли позволило бы пролить свет на те процессы, которые происходили в феноменологии и позволили ей — в отличие от других направлений континентальной философии — принять вызов современности, осуществить своеобразную “перезагрузку”, переосмыслить собственные основания.
Современное состояние феноменологии во Франции часто описывается через противополагание проектов М. Ришира и Ж.-Л. Мариона: феноменологическая проблематика его исследований признана очевидной и формообразующей для традиции в целом, однако на ранних этапах собственного философского пути Ришир испытывал больший интерес к антропологии и социально-политической жизни и её осмыслению, чем к чистой феноменологии. К концу 1970-х — началу 80-х годов, в трудах Ришира формируется отчётливая феноменологическая оптика, которую он последовательно тестирует в сфере политической мысли, эстетики, психиатрии и социальных наук. Особенностью его работ является трудный стиль письма, наследующий гуссерлевской техничности и хайдеггеровской риторичности, нагруженный “оперативными понятиями” и метафорами. В преодолении и “расколдовывании” подобной метафорики состоит одна из задач исследования; ей обусловлена и необходимость применять герменевтические стратегии при работе с текстами.