?
Cultural-Historical Activity Theory in the Framework of the “Functional Paradigm”
Cultural-Historical Psychology. 2020. Vol. 16. No. 2. P. 19-24.
Леонтьев Д. А., Вопросы психологии 2016 № 3 С. 3-15
В статье рассмотрено соотношение экзистенциальной психологии с основной линией
развития академической психологии личности в истории и современности. Прослежива
ются ключевые точки их взаимодействия: «неклассический прорыв» конца 1920-х – на
чала 1930-х гг., гуманистическая революция 1960-х и последовавшая за ней трансфор
мация психологической науки в 1970-е гг., рождение и расцвет позитивной психологии
в 2000-е гг. Анализ показывает усиливающуюся конвергенцию этих двух ...
Добавлено: 24 октября 2016 г.
Обухов А. С., Исследователь/Researcher 2020 Т. 31 № 3 С. 6-12
Вступительная статья в номер журнала «Исследова- тель/Researcher», в котором ключевой темой выступает дости- жение цели и выбор, рассматриваются практики реализации исследовательской деятельности учащихся от детского сада до колледжа, представлены концепции и описана практика вовлечения учащихся в решение задач открытого типа на местности. ...
Добавлено: 20 декабря 2020 г.
Обухов А. С., В кн. : Психология творчества и одаренности: Сборник статей Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. В 3-х частях. Т. 1.: М. : Ассоциация технических университетов, 2021. С. 260-264.
В статье задаются ключевые понятия, значимые для развития творчества и одаренности детей и подростков через вовлечение их в практику реализации исследовательской деятельности: от прикосновения до погружения. ...
Добавлено: 3 сентября 2021 г.
Сорокин П. С., Мироненко И. А., Психологический журнал 2022 Т. 43 № 4 С. 90-100
Проведен анализ проблемы проактивности человека в современном международном дискурсе.
Показана высокая актуальность данной проблемы как в области теории, так и в сфере прикладных исследований: образования, менеджмента, социальных движений, обусловленная реалиями жизни современного человека, тенденциями деструктурации социума, объективным ростом возможностей личности
оказывать влияние на окружающие структуры и снижением степени жесткости последних. Подтверждено, что концептуальный аппарат, представленный в данной ...
Добавлено: 15 августа 2022 г.
Гарданова Ж. Р., Манина В. А., Личность в меняющемся мире: здоровье, адаптация, развитие 2021 Т. 9 № 1 С. 67-75
В статье приводится теоретический анализ и экспериментальное исследование проблемывзаимосвязи уровня саморегуляции поведения и способности к преодолению психологических барьеров у студентов. В контексте теоретического анализа авторы приводят исследования, посвященные влиянию уровня саморегуляции на способность человека преодолевать психологические барьеры. Экспериментальное исследование, выборка которого составила 75 человек, проводилось в два этапа. Данное исследование позволяет сделать вывод о влиянии уровня ...
Добавлено: 8 октября 2021 г.
Иваново : Научный мир, 2018
Материалы сборника отражают результаты фундаментальных и прикладных исследований в области психологии саморегуляции. В статьях представлены современные направления исследований регуляции произвольной активности и поведения человека, проблемы регуляции учебной и профессиональной деятельности, освещаются вопросы системного подхода к изучению осознанной саморегуляции как ресурса субъекта труда. Материалы конференции иллюстрируют широту и многоаспектность перспективной области современной науки – психологии саморегуляции ...
Добавлено: 12 октября 2018 г.
Корнилова Т. В., Чумакова М. А., Психологические исследования: электронный научный журнал 2016 Т. 9 № 46 С. 5
Статья представляет результаты апробации на русскоязычной студенческой выборке (n=415) краткого десяти-пунктного опросника диагностики черт Большой пятерки – TIPI (экстраверсии, согласия, добросовестности, эмоциональной стабильности и открытости опыту). Оценивались факторная структура, согласованность, конвергентная валидность опросника TIPI (по опроснику А. Хромова). Использовались также опросники Личностные факторы принятия решений (ЛФР), Новый опросник толерантности к неопределенности, Мельбурнский опросник индивидуальных особенностей ...
Добавлено: 23 февраля 2016 г.
Гришутина М. М., Мир психологии. Научно-методический журнал 2022 № 4 С. 140-145
В данной статье представлена рецензия на последнее издание монографии по психологии личности «Handbook of Personality: Theory and Research» (2021). В данной версии представлены современные исследования в области исследования личности, которые раскрывают новые перспективы развития этого направления науки. Помимо нового взгляда на уже рассмотренные в предыдущих изданиях характеристики личности, последнее издание монографии описывает результаты исследований связи ...
Добавлено: 16 мая 2023 г.
Леонтьев Д. А., Экспериментальная психология 2020 Т. 13 № 4 С. 192-204
Цель статьи — рассмотреть проблемы, связанные с попытками воспроизведения известных экспериментальных исследований на примере эффекта истощения ресурса саморегуляции, или «истощения эго» (Р. Баумайстер). За обнародованием этого эффекта в 1998 г. последовала длительная и богатая событиями история его проверки с различными модификациями, попыток изучения его нейрофизиологических основ, метаанализов, которые давали неоднозначные результаты, а также альтернативных объяснений. ...
Добавлено: 31 октября 2021 г.
Леонтьев Д. А., Психологический журнал 2020 Т. 41 № 6 С. 86-95
Статья посвящена методологическим и теоретическим аспектам качества жизни как междисциплинарной категории. Понятие качества жизни соотнесено с понятиями благополучия и субъективного благополучия через призму объективных, субъективных и субъектных факторов оценки собственной жизни. Отмечено, что качество жизни обусловлено объективным и сравнительно инвариантным для больших социальных групп образом жизни, задающим объективные условия удовлетворения в рамках этого образа жизни ...
Добавлено: 30 октября 2021 г.
Захарова У. С., Вилкова К. А., Современная зарубежная психология 2020 Т. 9 № 3 С. 87-96
Сформированная субъектность студентов является одной из ключевых характеристик успешного обучения в вузе, и критически важной при дистанционном обучении. Вынужденный переход на обучение с применением дистанционных образовательных технологий, значительно ослабив внешнюю регуляцию, продемонстрировал картину студенческой субъектности. Субъектность становится крайне важной в условиях вынужденного перехода на дистанционные формы обучения: именно она определяет то, как студенты организуют свой ...
Добавлено: 23 октября 2020 г.
Димидов В. О., Рязанова М. С., Коршунов Д. С., Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина 2022 № 2 С. 228-242
Введение. В данной статье исследуются стратегии и стили саморегуляции у студентов разных групп адаптации. Процесс адаптации обеспечивает приспособление человека к условиям окружающей среды и его нормальный уровень жизнедеятельности. Особенности саморегуляции психической деятельности входят в состав интегрального показателя адаптивных способностей личностного адаптационного потенциала. Саморегуляция деятельности выступает процессом регуляции психических процессов и психических состояний самим субъектом деятельности. ...
Добавлено: 26 июля 2023 г.
Мерзон Л. А., Чумакова М. А., Российский журнал когнитивной науки 2018
В данной статье приводится краткий обзор работ, посвященных исполнительным функциям. Исполнительные (управляющие) функции - это “набор неспецифических механизмов контроля, обычно связываемых с функционированием префронтальной коры головного мозга, которые регулируют динамику познавательных психических процессов и поведения” (Miyake, Friedman, 2012). Исполнительные функции завоевали популярность в качестве способа разложения общего представления о воле и самоконтроле на хорошо операционализируемые ...
Добавлено: 11 декабря 2017 г.
Обухов А. С., Человек 2019 Т. 30 № 3 С. 96-106
Задача не только когнитивного, но и эмоционального развития постепенно входит в практику образования. Концепция эмоционального интеллекта во многом подталкивает к традиционной, просветительской, «знаниевой» модели обучения. Она формирует у учащихся знания о своих эмоциях, учит их дифференцировать эмоции других. Кроме того, она дополняется задачей овладения собственной эмоциональной регуляцией. Идея построения образования на субъектно-деятельностной основе, при понимании ...
Добавлено: 25 июня 2019 г.
Д.А. Леонтьев, Л.С. Кифак, Митина О. В. и др., Психология. Журнал Высшей школы экономики 2017 Т. 14 № 3 С. 433-452
Цель данного исследования — психометрическая апробация показателей методики «Психологическая состоятельность личности» (ПСЛ) В.А. Петровского, построенной на основе авторской метаимпликативной модели экзистенциального выбора с использовани- ем формул булевой алгебры (Петровский, 2013). Исследование было проведено на двух выборках: студентах 1-го курса факультета психологии (N = 88) и девушках — профессио- нальных моделях (N = 57), близких по ...
Добавлено: 23 марта 2021 г.
Крючков К. С., Психология и психотехника 2018 № 3 С. 49-57
В настоящей работе рассмотрена проблема этики как явления, разделённого на этику «внешнюю», выражаемую в различных документах и кодексах, и «внутреннюю», несхватываемую формализованными средствами, основывающуюся на внутренней структуре человека. Автор не рассматривает "этику" как набор догм и правил, зафиксированных в документах. Автор также не рассматривает и не предлагает конкретный перечень "норм". В данной статье автор рассматривает ...
Добавлено: 29 февраля 2020 г.
Корниенко Д. С., Руднова Н. А., Психологические исследования: электронный научный журнал 2018 Т. 11 № 59
Социальные сети является неотъемлемой составляющей современной жизни, но при этом они становятся факторами снижения достижений, в частности, академических. При анализе личностных факторов, влияющих на увлечение социальными сетями, рассматриваются саморегуляция и прокрастинация, представляющая личностную черту, проявляющуюся в откладывании работы и других дел на потом. Существует множество свидетельств о негативной роли прокрастинации в академических достижениях и, как ...
Добавлено: 1 ноября 2019 г.
Чеботарева Е. Ю., Psychology and Health 2013 Vol. 28 No. SI1 P. 185-186
The main objective of the study was examining the relations between subjective well-being (SWB) and personal regulatory styles.
99 young persons participated in the empirical research with the use of Scale of Subjective Well-Being (Perrudet-Badoux, Mendelsohn, Chiche) methods for estimating of life-meaning orientations, styles of self-control, stress overcoming strategies, personal creativity.
Numerous correlations between the studied ...
Добавлено: 21 ноября 2017 г.
Леонтьев Д. А., Аверина А., Психологические исследования: электронный научный журнал 2011 № 2(16)
Рассматривается феномен рефлексии как философская проблема, как предмет научно-психологического изучения и как характеристика человеческого существования. В центре статьи находится проблема амбивалентности рефлексивных процессов. В одних исследованиях прослеживается связь рефлексии с депрессией, невротизмом и пессимизмом, другие же работы обращают внимание на позитивную роль рефлексии в процессах адаптации и саморегуляции личности. Для разрешения данного противоречия предложена дифференциальная ...
Добавлено: 29 мая 2013 г.
Чеботарева Е. Ю., Journal of Educational and Social Research 2014 Vol. 4 No. 2 P. 170-174
Добавлено: 22 ноября 2017 г.
Гришутина М. М., Костенко В. Ю., Вестник Санкт-Петербургского университета. Психология 2019 Т. 9 № 3 С. 268-279
Разработанная концепция Возможного Я реализует потребность более внимательного рассмотрения желаний, страхов, возможностей и когнитивных представлений о будущем личности (Markus & Nurius, 1986). Мотивационный аспект конструкта, способный оказывать влияние на поведение личности, подчеркивается как одна из основных функций Возможных Я через понятие «агентности» (agency). «Агентность» личности, по мнению Х. Маркус и П. Нуриус, характеризуется личностной каузальностью, ...
Добавлено: 4 ноября 2019 г.
Станковская Е. Б., Мир психологии. Научно-методический журнал 2014 Т. 80 № 4 С. 97-106
В статье предпринята попытка осмысления феномена «взгляда» в контексте новой персонологии (В.А. Петровский, Е. Б. Старовойтенко). Показано, что взгляд является одновременно выражением отношения и формой присутствия Другого в жизненном мире личности. На основе работ Ж.-П. Сартра, В.А. Петровского, М.М. Бахтина, Е.Б. Старовойтенко, А. Лэнгле, М. Уайта осуществлена реконструкция «любящего» и «деструктивного» взглядов; описана соответствующая им ...
Добавлено: 9 марта 2015 г.
Леонтьев Д. А., Моспан А. Н., Митина О. В., Психологические исследования: электронный научный журнал 2019 Т. 12 № 63 С. 1-13
Чувствительность к обратной связи (ЧОС) представляет индивидуально-психологическую переменную, которая играет важную роль в процессе саморегуляции. ЧОС выражает способность человека реагировать на успешность собственных действий и корректировать активность в соответствии с оценкой этой успешности. Цель данной работы – обоснование конструкта чувствительности к обратной связи, в частности разработка и валидизация одномерной психометрической шкалы диагностики ЧОС. В работе ...
Добавлено: 26 октября 2019 г.
Обухов А. С., Проблемы современного образования 2017 № 5 С. 72-90
В статье рассмотрен вопрос психологии выбора: проанализированы внутренние и внешние факторы выбора, обоснована необходимость внедрения в образовательный процесс ситуации реального выбора. Описан эксперимент реализации выбора на базе Московского педагогического государственного университета (МПГУ): приведены принципы, правила, результаты обратной связи, а также этапность организационного и психолого-педагогического сопровождения процесса выбора студентов. ...
Добавлено: 11 ноября 2017 г.