?
Метод исследования компетенций субъектов цифровой экономики
Цель статьи представить авторский метод исследования компетенций, необходимых хозяйствующим субъектам для развития цифровой экономики. Широкое использование гражданами мобильных вычислительных устройств в своей повседневной и профессиональной деятельности, рост интернета вещей, накопление больших объемов данных, совершенствование и появление новых информационных технологий (ИТ) открывает новые возможности для ведения экономической деятельности при условии владения субъектами компетенциями цифровой экономики.
Материалы и методы. Исследование проводится на основе анализа тенденций развития ИТ и вариантов их применения в различных видах экономической деятельности. За основу был взят подход линейного программирования, позволивший представить множество компетенций в виде матрицы. Информационную базу исследования составили используемые в экономике и науке методологические подходы к исследованию
цифровых компетенций, а также данные отчетов ведущих консалтинговых компаний.
Результаты. Разработан авторский метод к исследованию компетенций субъектов цифровой экономики как множества знаний и умений по применению современных ИТ для решения актуальных задач экономики. Метод исследования состоит в структурировании множества в виде матрицы, размер которой определяется количеством современных ИТ и видов экономической деятельности. Значения в матрице отражают количество компетенций субъекта по использованию определенной ИТ в конкретном виде деятельности.
Заключение. В современных условиях цифровизации общества цифровые компетенции представлены большим набором знаний и умений. Применение одной ИТ в разных видах деятельности решает разный набор задач, а компетенция предполагает способность субъекта решать контурную задачу с использова-
нием ИТ. Множество компетенций будет постоянно расти по мере развития цифровой экономики. Ограничение его перечнем универсальных компетенций приведет к быстрой утрате его актуальности для экономики. Разработанный метод позволяет проводить исследования обеспеченности субъектов экономики
необходимым компетенциям, выявлять области, в которых необходимо формирование новых компетенций или их адаптация из других видов экономической деятельности.