?
Деловой климат в сфере услуг в IV квартале 2020 года
Эксперты Центра отметили, что динамика совокупных экономических настроений предпринимателей, занятых предоставлением услуг населению и бизнесу, на протяжении 2020 г. определялась, главным образом, форс-мажорными внеэкономическими факторами: интенсивностью коронавирусной атаки, необходимостью достаточно жестких мер противодействия, государственной поддержкой организаций и населения, а также степенью адаптации предпринимателей к «новой нормальности».
Основной композитный индикатор обследования – индекс предпринимательской уверенности (ИПУ) в сфере услуг – практически вертикально обрушился во II квартале 2020 г. до отметки (-40%), потеряв одномоментно 38 п. п. Рекордно низким за всю историю проведения обследований (с 2012 г.) стало как абсолютное значение индикатора, так и его единовременное падение в течение одного квартала. В III квартале индикатор отыграл большую часть потерь, его значение выросло на 31 п. п. Однако в IV квартале негативная тенденция возобновилась и после снижения на 10 п. п. ИПУ остановился на отметке (-19%).
Наиболее уязвимыми к коронавирусным шокам стали те виды деятельности, в отношении которых были предприняты самые радикальные ограничительные меры. В частности, в сегментах оказания туристических, гостиничных и санаторно-курортных услуг значения ИПУ во II квартале 2020 г. снизились относительно предыдущего квартала более чем на 50 п. п., составив (-55), (-52) и (-45%), соответственно. В III квартале эти же виды услуг стали бенефициарами новой пандемической реальности. Российские санаторно-курортные организации и гостиницы, возобновившие деятельность в условиях практически закрытых границ, сумели воспользоваться отложенным спросом населения на отдых – в этих двух сегментах ИПУ вернулся к почти нейтральным значениям +1 и -1%, соответственно. Впечатляющую динамику продемонстрировали также совокупные настроения предпринимателей, занятых в туристическом бизнесе: ИПУ вырос на 45 п. п. до (-10%). В IV квартале прошедшего года, когда вторая пандемическая волна существенно ухудшила и текущее состояние, и особенно краткосрочные перспективы развития организаций, те же три сегмента сферы услуг опять оказались в аутсайдерах.
Менее заметным было негативное воздействие волн коронавирусной атаки на деятельность страховых компаний, ломбардов и организаций, оказывающих услуги связи. Совокупные настроения предпринимателей в этих сегментах не так катастрофически ухудшились во II квартале прошедшего года, затем существенно восстановились в III квартале и не стали более пессимистическими в конце года, несмотря на усиление пандемической неопределенности.
(Индекс предпринимательской уверенности в сфере услуг рассчитывается как среднее арифметическое значение балансов оценок изменения спроса на услуги и экономического положения организаций в текущем квартале по сравнению с предыдущим кварталом, а также ожидаемого изменения спроса на услуги в следующем квартале; в процентах.)