?
ГРАЖДАНСКИЕ РАСПРИ В «ISTORIE FIORENTINE» Н. МАКИАВЕЛЛИ: БЛАГО ИЛИ ЗЛО ДЛЯ РЕСПУБЛИКИ?
Ясное осознание конфликта и борьбы противоположных начал как неотъемлемого момента политического составляет одно из важнейших достижений политической мысли Никколо Макиавелли. В основе политической жизни Града Земного всегда лежит конфликт; он составляет неустранимый момент политического как тех вещей, которые люди могут делать только сообща, а не поодиночке. В «Рассуждениях» Макиавелли выдвигает и защищает тезис, согласно которому своей свободой Римская республика была обязана конфликту между знатью и плебсом, патрициями и плебеями. Как подчеркивает Макиавелли, именно существование в городе влиятельных политических сил с несовпадающими интересами, ни одна из которых не обладает безусловным превосходством над другой, создает благоприятные предпосылки для сохранения политической свободы и величия города. В «Истории Флоренции» этот тезис подвергается существенной смысловой корректировке. Здесь Макиавелли высказывает мысль, что что гражданские распри в Древнем Риме привели к падению республики и к приходу к власти Цезаря, тогда как намного более пагубные распри, характерные для Флорентийской республики, способствовали укреплению республиканских порядков. В статье показано, как эта идея политической мысли Макиавелли преломляется в его политической истории флорентийской республики в «Истории Флоренции».