?
Когнитивная модель предикативного ядра в японском предложении: особенности представления на начальном и среднем этапах обучения
С. 63-68.
Когнитивный подход к обучению предполагает учет в процессе обучения японскому языку когнитивных оснований для выбора того или иного предикативного ядра в рамках японских синтаксических конструкций, а также развитие и совершенствование у студентов навыка анализа культурного фона соответствующих языковых конструкций. В работе будут представлены результаты статистического анализа лингвистических данных (предикативных ядер японских предложений), а также описан потенциал интеграции данных результатов в образовательный процесс
В книге
М. : МГИМО-Университет, 2020
BEL Studio Sp.z o.o., 2016
Издание посвящено различным аспектам японской культуры. ...
Добавлено: 29 сентября 2018 г.
Стрижак У. П., Урало-алтайские исследования 2023 № 2(49) С. 76-95
В рамках изучения японской агентивности возникает вопрос, почему в японском языке, который в целом склонен проявлять нетранзитивные свойства, движение оформляется аккузативно, что значительно повышает общую агентивность высказывания. Учитывая, что в семантике глаголов движения отсутствует эксплицитно выраженная прямая передача действия на объект, объектное оформление глагольных аргументов в описании передвижения требует более пристального рассмотрения с точки зрения ...
Добавлено: 9 сентября 2023 г.
Наумова Е. А., Вестник Московского университета. Серия 19: Лингвистика и межкультурная коммуникация 2019 № 4 С. 147-155
Статья посвящена неологизмам, появившимся в японском языке в последние
несколько лет под растущим влиянием Интернета. Приведены примеры новых интернетслов, выражений и аббревиатур, успевших уверенно закрепиться в японском языке за
короткий период времени. Рассмотрены наиболее частотные способы образования интернетнеологизмов, а также их этимология. На материале, представленном в статье, показано, что
значительная часть новой интернет-лексики представляет собой заимствованные из
английского языка ...
Добавлено: 14 октября 2019 г.
Стрижак У. П., В кн. : Регионы в современном мире: глобализация и Азия. Зарубежное регионоведение. : СПб. : Алетейя, 2020. С. 271-282.
В данной статье в сопоставительном аспекте рассматривается грамматический материал японского и русского языков как транслятор представлений о мире соответствующей лингвокультурной общности. На примере материала переводных текстов анализируются механизмы смещения фокуса внимания и перераспределения синтаксических ролей в предложении. Особое внимание уделяется бытийным глаголам японского языка как средству снижения агентивности. Теоретической основой данного исследования послужили работы Алпатова ...
Добавлено: 2 декабря 2020 г.
Иванова О. Ф., Горизонты науки 2012 Т. 2 № 8 С. 4-8
На данный момент не так много работ, посвященных исследованию эвфемизмов, которыми так богат японский язык. На основе материала небольшого пилотного исследования, проведенного среди студентов, аспирантов и преподавателей Университета Хоккайдо, автор статьи выделяет наиболее типичные способы образования эвфемизмов в японском языке, используемые японцами в тематическом поле «низкий интеллект». Среди них такие приемы как умолчание, логическое перефразирование, ...
Добавлено: 12 января 2013 г.
Стрижак У. П., Вестник Московского университета. Серия 22: Теория перевода 2023 Т. 16 № 1 С. 93-109
В статье рассматриваются возможности использования параллельных корпусов для решения задач, связанных с грамматическим описанием языка перевода, и обосновывается положение об эпистемологической ценности переводных текстов. Параллельные корпуса текстов чаще используются в сопоставительном аспекте, при том, что они обладают значимым содержательным и эпистемологическим потенциалом для систематизации лингвистического знания и о языке перевода. В данной работе, выполненной в рамках общего ...
Добавлено: 9 сентября 2023 г.
М. : Ключ-С, 2018
В книгу включены материалы 25-й научно-методической конференции "Японская филология и методика преподавания японского языка" (октябрь 2017 г.). В сборнике представлены статьи, посвященные вопросам лингвистики, лингвокультурологии, вопросам преподавания фонетики, иероглифики, грамматики японского языка в вузе и школе. ...
Добавлено: 6 июля 2018 г.
Стрижак У. П., Вестник Московского университета. Серия 13: Востоковедение 2022 № 4 С. 46-60
В статье анализируется понимание агентивности японскими лингвистами как в ходе исторического становления данного понятия, так и в контексте функционирования этой семантической категории в японском языке на современном этапе. Агентивность является важной языковой универсалией, влияющей на формирование как глубинных, так и поверхностных синтаксических структур, в итоге определяя характеристику любого языкового высказывания. Недостаточная степень изученности данного понятия ...
Добавлено: 9 сентября 2023 г.
Киктева М. М., В кн. : Японский язык в ВУЗе: актуальные проблемы преподавания (вып.19) Материалы международной научно-практической конференции «Японский язык в образовательном пространстве» (МГПУ, март, 2019 г.). : ИД "Ключ-С", 2019.
Статья представляет собой попытку обощения и анализа преподавания японского языка в рамках проектной деятельности автора на примере трёх проектов: "Дискуссионный клуб", "Сравнительный перевод" и "Японская блогосфера". ...
Добавлено: 9 октября 2019 г.
Летучий А. Б., Труды института русского языка им. В.В. Виноградова 2017 № XIII С. 272-281
В статье рассматривается одно ограничение на употребление вопросительного
местоимения что. Это местоимение избегает конструкций, где оно синтаксически
параллельно и кореферентно анафорическим местоимениям он / она / оно. Например, в конструкции уточнения антецедента типа — Я ему позвоню. — Кому «ему»?
местоимение что не употребляется в случаях, когда его форма отличается от формы анафорического местоимения (невозможно, например, — Я ...
Добавлено: 15 марта 2018 г.
N.A. Trofimova, Kiseleva S. V., Revista de Lengua para Fines Específicos 2017 No. 23 (2) P. 226-246
В статье рассматривается метафора как когнитивно-семантическое средство, способное выявлять интуитивные механизмы процесса мышления, заполняя тем самым пробелы в сфере логического объективного человеческого знания и давая возможность научного описания абстрактных концептов человеческого мышления. В статье обоснована принципиальная возможность концептуального моделирование процесса метафоризации и описан его базовый алгоритм, определяются сложные метафоры и предпринимается попытка установить когнитивно-семантические особенности ...
Добавлено: 12 января 2018 г.
Стрижак У. П., В кн. : Магия ИННО: лингвистика и лингводидактика в меняющейся системе координат : электронный сборник научных трудов. : М. : МГИМО-Университет, 2021. С. 191-196.
В статье рассматривается природа взаимоотношения актантной и семантической структуры предложения в японском языке. На материале параллельных русско-японских текстов анализируется актантная структура предложения в обоих языках и выявляется типичная модель распределения актантных ролей в японском высказывании. Подобный выбор языкового материала обусловлен методологическим убеждением, что именно на стыке двух языков отчётливо проявляются особенности лингвистического конструирования в том или ином языке. Основным методом данного ...
Добавлено: 9 сентября 2023 г.
Стрижак У. П., Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 13. Востоковедение. Африканистика 2024 Т. 16 № 1 С. 1-28
В статье анализируются особенности функционирования агентивных соматических конструкций в японском языке. Работа выполнена на материале авторского параллельного синтаксически размеченного русско-японского корпуса примеров, в котором задокументированы маркированные для японской когнитивной языковой нормы случаи воздействия неодушевленного субъекта на человека, что нарушает иерархические представления японцев и фиксируется как нарушение их когнитивных представлений об окружающем мире. Работа описывает зафиксированные ...
Добавлено: 12 февраля 2024 г.
Антонова М. Б., Вестник Томского государственного университета 2023 № 488 С. 91-100
В статье с когнитивной точки зрения анализируются языковые системные факторы, обусловливающие различия в лексической сочетаемости английских параметрических прилагательных ample, extended, expanded, wide и broad. Выдвигается гипотеза о том, что сочетаемостные возможности данных прилагательных обусловлены глубинными, когнитивными моделями, лежащими в основе их семантики. Показано, что эти модели наследуются прилагательными у своих этимонов. Рассматриваются коллокации, включающие обозначения ...
Добавлено: 22 сентября 2023 г.
Котлов А. Г., Фролова М. И., М. : ООО "Спектр", 2016
Сборник статей молодых японоведов, отобранных по итогам конференции "Новый взгляд" (Москва, октябрь 2016). Охвачен широкий спектр тем: общество и право, традиционная культура, архитектура, дизайн, российско-японские отношения. ...
Добавлено: 18 февраля 2017 г.
Стрижак У. П., Известия Восточного института 2023 Т. 58 № 2 С. 116-126
В работе представлены результаты корпусного анализа функционирования японских агентивных соматических конструкций. Обнаруживается, что соматизмы на субъектной позиции не проявляют агентивных свойств в силу приоритета в японском языке одушевлённого субъекта, но соматические объектные актанты не только сохраняют агентивные характеристики, но и выполняют функцию смягчения антропоориентированного воздействия, несвойственного японскому языку. В статье разрабатывается концепция восточной телесности, объясняющая ...
Добавлено: 9 сентября 2023 г.
Стрижак У. П., В кн. : ЯПОНИЯ XXI NOVA: эра и век. Исследования российских и зарубежных учёных, посвящённые наступлению девиза годов Рэйва. : СПб. : Art-xpress, 2020. С. 484-493.
В начале XXI ыека в переводческих кругах Японии обострилось противостояние условно выделяемых "классических" и "новых" переводных школ. В данном исследовании проанализирована природа когнитивных трансформаций в механизмах языковой репрезентации различных фрагментов окружающей действительности на материале авторского корпуса параллельных русско-японских текстов разных эпох и переводческих школ, а также выделены и описаны тенденции к изменениям, происходящим в настоящее ...
Добавлено: 25 ноября 2020 г.
Стрижак У. П., Педагогика 2021 Т. 85 № 9 С. 73-86
В данной работе обосновывается когнитивный подход к обучению с акцентом на оптимизацию содержательного компонента образовательной стратегии, а именно: введение элементов когнитивной семантизации, реструктуризацию отбора языкового материала с учетом лексического и грамматического комментария, учитывающего когнитивный фон этого материала и его культурную нагруженность. Такой анализ языковых явлений с точки зрения имплицитно проявляющихся в них особенностей восточного мировосприятия ...
Добавлено: 13 октября 2021 г.
Баранова В. В., Русский язык в научном освещении 2016 Т. 31 № 1 С. 84-100
В статье рассматривается нумеративная конструкция со счетными словами в русском языке «Num + счетное слово + Ngen» на примере использования наиболее частотного счетного слова штука (Num штук Ngen) в сравнении с близкими вариантами (человек, душ, единиц). Показано, что счетное слово штука десемантизиру- ется: во-первых, оно используется преимущественно для аппроксимативного счета и, во-вторых, в разговорной речи ...
Добавлено: 9 октября 2016 г.
Наумова Е. А., Ананченкова. П. И., Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Теория языка. Семиотика. Семантика 2021 Т. 12 № 3 С. 735-742
Статья посвящена изучению некоторых социальных аспектов влияния общественно-политических изменений в Японии в 2010 – 2020 годах и их вкладу в появление неологизмов японского языка. Актуальность статьи заключается в детальном изучении 20 неологизмов, которые появились под воздействием английского языка. Активное вторжение английского языка в лексику японского языка, в свою очередь, связано с социальными процессами в Японии, ...
Добавлено: 19 октября 2021 г.
СПб. : Алетейя, 2013
В настоящий сборник включены статьи участников I международной конференции «Методика преподавания восточных языков: аспектизация, компьютеризация, новые учебные пособия». Представленные материалы посвящены проблеме изучения восточных языков, в статьях затрагиваются вопросы методики преподавания, переводоведения и межкультурного взаимодействия. Сборник рассчитан на широкий круг специалистов, а также всех, кто интересуется востоковедением. ...
Добавлено: 12 марта 2014 г.
ИД "Ключ-С", 2019
19-й выпуск сборника «Японский язык в вузе: Актуальные проблемы преподавания» продолжает серию публикаций, посвященных различным вопросам теории и практики преподавания японского языка, лингвистики, культурологии.
Данный выпуск содержит материалы международной научно-практической конференции «Японский язык в образовательном пространстве» (МПГУ, март, 2019 г.).
В сборнике представлены статьи, посвященные вопросам лингвистики, лингвокультурологии, вопросам преподавания иероглифики, грамматики в процессе обучения японскому ...
Добавлено: 9 октября 2019 г.
Шахов Ю. А., В кн. : Индоевропейское языкознание и классическая филология – XIX. Материалы чтений, посвященных памяти профессора Иосифа Моисеевича Тронского. : СПб. : Наука, 2015. С. 975-986.
В статье рассматриваются понятия «одушевленности» и «неодушевленности», с помощью которых в латинских грамматиках традиционно объясняется употребление различных конструкций с существительным. Ставится вопрос о том, насколько применимо к латинскому языку понятие «категория одушевленности» в том же смысле, в котором оно используется по отношению к русскому языку. Делается вывод о том, в латыни одушевленность представляет собой скорее ...
Добавлено: 17 июня 2015 г.
Летучий А. Б., Вопросы языкознания 2021 Т. 2021 № 4 С. 72-90
В настоящей статье предлагается анализ одного нестандартного употребления местоимения там. Это употребление типа Я с ней разговаривал — там явно нет понимания ситуации. Местоимение там в таком употреблении относится не к месту, а к участнику (как правило, одушевленному). После краткого обзора других употреблений местоимения там мы выясняем правила и ограничения на употребление «актантного» там. Затем предлагается анализ роли этого употребления в русской ...
Добавлено: 31 октября 2022 г.