?
«Если ты маленький, ты никому не нужен»: молодые креативные предприниматели Санкт-Петербурга и их отношения с государством
В статье рассматривается опыт взаимодействия молодых креативных предпринимателей Санкт-Петербурга с государством и контролирующими органами, их ожидания от государства как участника экономических отношений. Эксперты, изучающие креативные индустрии в России, отмечают необходимость усиления поддержки данного сектора со стороны государства и введения специальных государственных программ для молодых предпринимателей, которые будут включать в себя меры по созданию комфортной среды: грантовые конкурсы, льготные арендные условия, образовательные курсы/платформы для предпринимателей. Однако наш анализ, основанный на 58 качественных интервью с крафтовыми предпринимателями, развивающими свой бизнес в Санкт-Петербурге в 2018-2019 годах, показал, что информанты стремятся сохранять свою автономию и максимизировать дистанцию между своим крафтовым бизнесом и государством. Тема формальности/неформальности деятельности молодого предпринимателя в отношениях с государством раскрывается через пересечения нескольких осей координат: «видимости – невидимости», «близости – дистанцированности», «писанных - неписанных правил» и отличаются динамичностью в смене позиций (например, от невидимого к видимому и обратно) и степени агентскости молодежи (насколько эти отношения оказываются добровольными или вынужденными). Молодые предприниматели рационализируют свое стремление остаться «невидимыми» для государства двумя аргументациями: малым размером и «не серьезностью» своего бизнеса, а также отсутствием «взаимности» со стороны государства. Избегание прямых и регулярных контактов вписывается в разыгрывание двух разных сценариев: (i) сценария «бюрократической некомпетентности» и (ii) сценария «автономного экономического агента». Коммуникативные навыки становятся ключевым «капиталом», который помогает предпринимателям выжить и развивать свой бизнес в условиях сочетания формальных и неформальных правил. При всем стремлении к независимости и дистанцированности от государства, также как и при наличии критических установок в отношении работы государственных органов, в интервью подчеркивается значимая роль государства в создании формальных экономических институтов (правил игры) и готовность молодых предпринимателей играть по формальным правилам.