?
Я: конфигурации артефакта
Впервые обсуждается вопрос о Я как искусственноестественном образовании («артефакте»), имею щем проблемный семиотический статус. Охарактеризованы два способа семиотической трактовки Я. В первом случае Я обнаруживает в себе черты «знаковых аномалий»; таковы фигуры невозможного, зна киэскизы (бесконечный регресс), знаки, подменяющие обозначаемое (логические круги); рассмотрены некоторые формы дезадаптаций личности как следствие знаковых аномалий в осмыслении собственно го Я. Во втором случае — Я конфигурировано реальными знаками, образующими архитектонику Я в ди намике его становления. Вводится представление о «знаке себя», ближайшим примером которого явля ется «ощущение» (последнее раскрывается в терминах самопричинности сущего — материальной, фор мальной, действенной и целевой «причины себя»); в этом контексте вводится представление о соощуще ниях и среди них особо подчеркнуто значение «дейксисов» (персональных местоимений), играющих важную роль в определении Я. «Знаки себя» вместе с другими понятиями семиотики Я («знакииндек сы», «знакисимволы», «внезнаковое») образуют основу Я в многообразии его форм. Описаны четыре преемственных формы Я: Номенальное Я («Яимя»), Феноменальное Я («Моё»), Когитальное Я («Я сам»), Трансгрессивное Я («Свое другое Я»), в целом образующие круг Ноуменального (истинно сущего, совершенного) Я. Намечены гипотетические механизмы «участности» Я в бытии — контуры «психофизики Я».