?
Социальная ответственность бизнеса в контексте теории стейкхолдеров: взгляд российских исследователей
Целью исследования является рассмотрение концепции социальной ответственности бизнеса (далее – СОБ) с позиции теории стейкхолдеров.
Методологическую базу исследования составляют теория стейкхолдеров Р.Е. Фримана, а также концепции, в рамках которых социальная ответственность бизнеса по отношению к заинтересованными сторонам рассматривается современными исследователями («корпоративный эгоизм», «корпоративный альтруизм», «разумный эгоизм»). В качестве основного метода эмпирического исследования выбран многомерный контент-анализ 200 российских публикаций, посвященных вопросам СОБ, за период с 2013 по 2018 год.
Результаты исследования демонстрируют, что в качестве ключевых заинтересованных сторон в аспекте социальной ответственности предприятия российскими исследователями выделены государство и общество, отмечен противоречивый характер взаимоотношений с ними в контексте СОБ. Сделан вывод о том, что при декларируемой значимости всех заинтересованных в российских реалиях организации имеют возможность удовлетворять интересы преимущественно ключевых финансовых стейкхолдеров.
Перспектива исследования заключается в комплексном осмыслении дискурса вокруг вопросов социальной ответственности бизнеса в кругах современных российских исследователей, включающего не только аспект стейкхолдеров, но и такие направления в изучении СОБ, как понятийный аппарат, оценка зарубежного опыта, стандартизация и отчетность и т.д.