?
Российские немцы как этноязыковое сообщество: история и современное состояние молодежной возрастной группы в Москве
С конца сентября 2020 г. до середины 2021 г. в Российской Федерации проходит Год Германии. Именно в это время кажется особенно актуальным посвятить данную работу исследованию многогранного этноязыкового сообщества российских немцев. В данной статье рассмотрены несколько ключевых пунктов: определение термина «российские немцы», история представителей сообщества до наших дней, а также эмпирическая часть исследования, включающая анкетирование группы респондентов из числа молодых российских немцев возрастом до 35 лет, проживающих в г. Москва. Главной целью работы стало выяснение того, в каком состоянии сегодня находится данное этноязыковое сообщество: рассмотреть проблему самоидентификации его членов, проследить уровень знания языка этнической родины и заинтересованности в изучении и сохранении культурного наследия своих предков. В ходе исследования посредством анализа различных источников выяснилось, что на протяжении истории существования немцев на территории нашей страны отношение к ним неоднократно менялось: от позитивного к враждебному, затем к более нейтральному; от восхваления данного сообщества как «колонистов» неплодородных земель и грамотных специалистов до гонений с освоенных и обжитых земель и репрессий на протяжении первой половины ХХ века и отказа в восстановлении принадлежавшей им автономии на территории нашей страны. В результате данных действий со стороны государства сообщество российских немцев оказалось в состоянии кризиса идентичности с проблемой постепенного исчезновения их языкового ландшафта, выраженного в разнообразных диалектах и говорах. В свою очередь анкетирование, проведенное посредством опросника, основанного на форме, созданной в рамках проекта "Языки Москвы", помогло выявить, что даже в Москве, исторически одном из важнейших центров расселения российских немцев, состояние сообщества является не самым позитивным ввиду низкого уровня знания этнического языка среди его членов, а также неспособности передавать культурный «багаж» следующим поколениям, т.е., детям респондентов. Данная работа также имеет потенциал для дальнейшего, более глубокого исследования этноязыкового сообщества, в частности с фокусом на диаспоре российских немцев, эмигрировавших в Германию.