?
Психометрическое моделирование сложных конструкторов
Гл. 44. С. 242-248.
Федерякин Д. А., Карданова Е. Ю.
В этой работе описывается перечень исследований, которые необходимо провести для обоснования возможности одновременного использования как общего балла по тесту, так и баллов по субшкалам, при измерении сложных конструктов. Эти исследования проиллюстрированы на примере компьютерного адаптивного инструмента PROGRESS-ML, измеряющего базовую математическую грамотность в 3 классе.
В книге
Т. 2. , Красноярск : Библиотечно-издательский комплекс Сибирского федерального университета, 2020
Измерение математической грамотности затруднено в силу многокомпонентности данного конструкта, а также частой нагруженности заданий текстовой информацией. Пользователи результатов измерения, как правило, предъявляют спрос на информацию как об общем уровне развития математической грамотности у респондентов, так и об уровнях развития отдельных ее компонентов. Согласно стандартам образовательного и психологического тестирования для одновременного сообщения пользователям как общего балла ...
Добавлено: 29 июня 2021 г.
The Big Five Inventory–2 (BFI-2) is a recently published 60-item questionnaire that measures personality traits within the five-factor model framework. An important aspect of the BFI-2 is that it measures the traits at both the domain and facet levels and also controls acquiescence bias via the balanced number of true- and false-keyed items across the ...
Добавлено: 9 июля 2019 г.
Апанович В. В., Знаков В. В., Александров Ю. И., Психологический журнал 2017 Т. 38 № 5 С. 80-96
Проведена апробация (N = 260) русскоязычной версии шкалы аналитичности–холистичности (analytic-holistic scale). Для проверки конвергентной валидности использовались методики: Рациональный–Опытный (Р. Пачини, С. Эпстайн), Метаперсональная самоинтерпретация (Т. де Чикко, М. Строинк), Взаимозависимая–Взаимонезависимая самоинтерпретация (Т. Сингелис). В ходе апробации были получены удовлетворительные психометрические характеристики. В частности, была показана удовлетворительная надежность-согласованность шкалы (Альфа Кронбаха – 0.663), а также надежность–устойчивость ...
Добавлено: 17 января 2020 г.
Угланова И. Л., Гельвер Е. С., Тарасов С. В. и др., Искусственный интеллект и принятие решений 2021 № 1 С. 86-97
В статье исследуются возможности оценивания креативности обучающихся на основе нейросетевых подходов к анализу изображений. Применение психометрического анализа данных в методологии латентного классового анализа позволило получить разметку для обучения нейронной сети без привлечения экспертов. Высокая точность предсказаний сети для идентификации креативности изображений позволяет говорить о масштабных перспективах машинного обучения для оценки сложных образовательных и психологических характеристик. ...
Добавлено: 3 июня 2021 г.
Федерякин Д. А., Угланова И. Л., Скрябин М. А., Вестник Томского государственного университета 2021 № 465 С. 179-187
Проводится разграничение психометрической целевой и коллатеральной информации, получаемой во время компьютерного тестирования. Вводится классификация источников коллатеральной информации на основе того, какую информацию они описывают – респондентов, задания или их взаимодействие. Приводится обзор современных, преимущественно зарубежных, источников, где иллюстрируется использование коллатеральной информации. ...
Добавлено: 1 сентября 2021 г.
Соболева О. Б., Антипкина И. В., Иванова А. Е., В кн. : Информатизация образования и методика электронного обучения: цифровые технологии в образовании. Т. 2.: Красноярск : Библиотечно-издательский комплекс Сибирского федерального университета, 2020. Гл. 42. С. 232-235.
В исследовании проанализированы типичные паттерны ответов детей на вопросы в тесте смыслового чтения с форматом выделения ответа в тексте и проведена статистическая верификация определенных экспертами правил начисления баллов за выполнение компьютеризированных заданий. Показано, что паттерны ответов не организованы в соответствии с таксономией когнитивных процессов, а также, что дети демонстрируют разнообразие паттернов. ...
Добавлено: 28 октября 2020 г.
Аббакумов Д. Ф., Лебедева М. Ю., Русский язык за рубежом 2016 № 5 С. 73-78
В статье описывается опыт создания, апробации и анализа лексико-грамматического распределительного теста по РКИ на портале «Образование на русском». Цель исследования – измерить валидность распределительного теста, созданного в соответствии с требованиями к уровням владения РКИ А1–В2, применив методы психометрического анализа. В статье оцениваются такие параметры, как трудность, размерность, надежность измерения и индекс разделения. Исследование позволило выявить ...
Добавлено: 10 марта 2017 г.
Щебетенко С. А., Вестник Пермского университета. Философия. Психология. Социология 2011 № 6 С. 87-100
Рассматриваются история 30-летнего использования Шкалы потребности в познании (The Need for Cognition Scale; NCS) и измеряемая с ее помощью потребность в познании. Поднимается вопрос о необходимости разработки русскоязычной версии NCS. На выборке в 482 человека русская версия NCS обнаружила оптимальные значения внутренней согласованности, а также однофакторную модель при некотором занижении собственного значения выделенного фактора и ...
Добавлено: 24 сентября 2018 г.
Дорфман Л. Я., Калугин А. Ю., Сибирский психологический журнал 2020 № 75 С. 53-74
Описан Четырехфакторный опросник Я и выполнен его теоретический и психометрический анализ на основе операционализации концепции полимодального Я, которая предполагает, что Я-концепция человека имеет четыре субмодальности: Авторскую, Воплощенную, Превращенную и Вторящую. На выборке 579 респондентов (330 девушек и 249 юношей в возрасте от 14 до 24 лет) были получены хорошие показатели надежности (альфа Кронбаха в диапазоне ...
Добавлено: 2 октября 2021 г.
Карданова Е. Ю., Иванова А. Е., Вопросы образования 2023 № 3 С. 8-19
Качественные измерения — фундаментальное требование к исследовательской практике в сфере социальных наук. Качество измерений определяет валидность интерпретаций и выводов, которые мы можем сделать, решений, которые мы можем принять на основе полученных в результате измерений данных. Для качественных измерений в социальных науках необходимы инструменты оценки, а также методы анализа данных, позволяющие связать наблюдаемые результаты измерений с ...
Добавлено: 20 ноября 2023 г.
Тюменева Ю. А., Психологические исследования: электронный научный журнал 2022 Т. 15 № 84 Статья 3
На фоне увеличивающегося числа психометрических исследований в русскоязычной литературе практически никакого критического отношения эти работы не встречают.Вто же время, в последние годы критикав адрес психометрикирастет: обсуждают не только неправомерное использование количественных измерений в психологии, но часто дезориентирующую рольчисел в вопросе упорядочивания индивидов в континууме черты или способности. Цель этой работы –обеспечить русскоязычную аудиторию представлением о ...
Добавлено: 6 октября 2022 г.
Угланова И. Л., Погожина И. Н., Вопросы образования 2021 № 4 С. 8-34
Для реализации педагогического принципа доступности и посильности обучения и воспитания необходимо учитывать индивидуальные особенности развития логического мышления учеников. Для его объективной и быстрой оценки необходимы инструменты диагностики. Сегодня наиболее полную оценку содержания логического мышления по Пиаже можно получить, используя метод клинической беседы. Однако данный способ диагностики крайне ресурсозатратен и не подходит для масштабного тестирования. Обзор ...
Добавлено: 21 декабря 2021 г.
Орел Е. А., Куликова (Пономарева) А. А., Экспериментальная психология 2021 Т. 14 № 3 С. 10-28
Настоящее исследование посвящено разработке методического подхода к оценке социально-эмоционального развития учащихся основной школы на основе мониторингового инструмента. В работе представлена теоретическая рамка инструмента и результаты апробации, проанализированные в современной теории тестирования IRT. Результаты проверки конструктной валидности, надежности, различного функционирования заданий (DIF), в зависимости от возраста и пола респондентов, свидетельствуют о соответствии данного метода психометрическим требованиям ...
Добавлено: 20 сентября 2021 г.
Шумский В. Б., Уколова Е. М., Осин Е. Н. и др., Психология. Журнал Высшей школы экономики 2016 Т. 13 № 4 С. 763-788
В статье представлены процесс и результаты разработки нового русскоязычного инструмента для измерения экзистенциальной исполненности, операционализирующего концепцию четырех фундаментальных экзистенциальных мотиваций А. Лэнгле. На основе феноменологических описаний конструктов и экспертной процедуры был разработан оригинальный русскоязычный набор из 94 утверждений, для валидизации которого были использованы две онлайн-выборки (N = 818 и N = 215). С помощью иерархического ...
Добавлено: 1 декабря 2016 г.
Bartseva K. V., Likhanov M., Soldatova E. L. и др., Образование и наука 2023 Vol. 25 No. 10 P. 183-204
Аннотация. Введение. В многочисленных современных исследованиях показана
важность пространственных способностей (ПС) для успешности обучения и эффективности
профессиональной деятельности, особенно в сферах STEM (связанных с наукой, техникой,
инжинирингом и математикой). ПС понимаются как предрасположенность и умение мысленно
оперировать объектами: создавать, вызывать, хранить и изменять их образы в пространстве
и отношениях. Диагностика ПС в образовательных контекстах позволяет выстраивать
индивидуальную траекторию обучения студента в ...
Добавлено: 22 декабря 2023 г.
Мишкевич А. М., Щебетенко С. А., Калугин А. Ю. и др., Психологический журнал 2022 Т. 43 № 1 С. 95-108
Статья посвящена проверке психометрических свойств краткой (BFI-2-S; 30 пунктов) и сверх- краткой (BFI-2-XS; 15 пунктов) версий вопросника Big Five Inventory — 2. Проверка была проведена на двух выборках: на Интернет-пользователях (N = 1787) и студентах (N = 1024). Шкалы и субшкалы BFI-2-X/BFI-2-XS имели нормальное распределение. Была показана достаточная надежность этих мето- дик, в том числе продемонстрирована их ретестовая надежность (n = 90). Факторная ...
Добавлено: 1 декабря 2021 г.
В учебнике рассматриваются теоретические и прикладные вопросы психодиагностики. Описывается специфика применения психодиагностических методов в процессе психологического сопровождения служебной деятельности сотрудников ОВД. Раскрываются основы компьютерной психодиагностики, характеристика и возможности аппаратно-программного психодиагностического комплекса на примере «Мультипсихометр»®. Значительную часть учебника занимает описание психодиагностического инструментария, позволяющего практическим психологам объективно и комплексно изучать личные и деловые качества сотрудников ОВД. Включены ...
Добавлено: 29 сентября 2021 г.
Тюменева Ю. А., Сибирский психологический журнал 2022 № 86 С. 6-25
В связи с популярностью психометрики, в которой вероятностное моделирование занимает лидирующие позиции, представляется полезным представить критический взгляд на эти методы, который, к сожалению, не обсуждается широко, особенно в русскоязычной литературе. Эта работа – систематический обзор растущей в последние годы критики в адрес нескольких допущений психометрического моделирования: 1) существуют ненаблюдаемые личностные черты и способности, которые влияют ...
Добавлено: 2 января 2023 г.
В докладе ставится проблема оценивания и формирования универсальных компетентностей в высшем образовании — сложных конструктов (критическое мышление, креативность, коммуникация, работа в команде и пр.), которые связаны с успешностью человека в различных профессиональных и жизненных областях. На основе анализа опыта, который накопило мировое сообщество в области оценивания универсальных компетентностей, в качестве перспективного подхода к их оцениванию ...
Добавлено: 26 апреля 2021 г.
Maria V. Ivanova, Hallowell B., Aphasiology 2013 No. 27 P. 891-920
Добавлено: 11 июня 2013 г.
Косоногов В. В., Кускова О. Е., Frontiers in Psychology 2022 Vol. 13 Article 872718
Добавлено: 23 мая 2022 г.
Леонтьев Д. А., Лаптева Е. М., Осин Е. Н. и др., В кн. : Рефлексивные процессы и управление. Сборник материалов VII Международного симпозиума «Рефлексивные процессы и управление» 15-16- октября 2009 г. : М. : Когито-центр, 2009. С. 145-150.
В докладе представлены промежуточные результаты разработки методики "Дифференциальный тест рефлексии" (ДТР). ...
Добавлено: 30 марта 2013 г.
Амстердам : University of Amsterdam, 2012
Сборник тезисов конференции международной комиссии по тестированию. ...
Добавлено: 24 октября 2012 г.
Корниенко Д. С., Дериш Ф. В., Вестник Пермского университета. Философия. Психология. Социология 2019 № 4 С. 525-539
В последние годы интерес исследователей вызывает изучение негативных черт личности. Одним из примеров является комплекс трех личностных черт: Макиавеллизм, Нарциссизм и Психопатия, который обозначается как Темная триада. Исследование данного феномена связано и с созданием диагностических инструментов для измерения черт, составляющих Темную триаду. В статье представлены психометрические основания «Короткого опросника Темной триады» и два варианта опросника, ...
Добавлено: 30 декабря 2019 г.