?
Легкость наименования пространственных признаков и формирование новых понятий детьми 7 и 9 лет
С. 178-183.
Язык:
русский
Ключевые слова: категорияонтогенезкатегориальное научениеправило категоризацииназваниеперцептивный признак
ПУБЛИКАЦИЯ ПОДГОТОВЛЕНА ПО РЕЗУЛЬТАТАМ ПРОЕКТА:
В книге
М. : Буки Веди, 2019
Котов А. А., Жердева М. П., Психология. Журнал Высшей школы экономики 2020 Т. 1 С. 1-18
Какова связь между лексиконом человека и процессом познания? Многочисленные исследования показывают, что легкость наименования названия объектов ускоряет категориальное научение. Мы предположили, что наличие названий местоположения признаков объекта тоже помогает научению новым правилам категоризации. В эксперименте испытуемые учились различать две искусственные болезни по изображениям симптомов, расположенных в разных пространственных местах. Мы варьировали местоположения симптомов на силуэтном ...
Добавлено: 14 декабря 2018 г.
Монина М. Ю., Жердева М. П., Котова Т. Н. и др., В кн. : Когнитивная наука в Москве: новые исследования. Материалы конференции 23 – 24 июня 2021. : М. : Институт практической психологии и психоанализа, 2021. С. 291-295.
В недавних исследованиях было показано, что легкость называния частей объекта (например, названия цвета частей) помогает научению новым категориям (Zettersten, Lupyan, 2020). В нашем исследовании мы проверили, с какого возраста можно обнаружить данный эффект; это представляет интерес в связи с тем, что эффект предполагает использование в ходе решения задачи внутренней речи, а дети до 8 лет ...
Добавлено: 12 ноября 2021 г.
Чадова И. Н., В кн. : Фундаментальная наука и клиническая медицина - человек и его здоровье: XVII Всероссийская медико-биологическая конференция молодых исследователей (с международным участием). Т. 17: Фундам. наука клин. мед.: СПб. : Издательский дом СПбГУ, 2014.
Сведения, касающиеся динамики ЭЭГ женщин в течение репродуктивного периода жизни, весьма малочисленны и разрозненны, что, вероятно, объясняется отсутствием учета стадийности ОМЦ (овариально-менструального цикла) в исследованиях такого рода. Поэтому цель работы: изучение изменения амплитуды, мощности частоты и индекса ЭЭГ лиц женского пола в течение репродуктивного периода онтогенеза с учетом срока ОМЦ. ...
Добавлено: 12 ноября 2019 г.
Котов А. А., Жердева М. П., Психология. Журнал Высшей школы экономики 2020 Т. 17 № 1 С. 145-155
Какова связь между лексиконом человека и процессом познания? Многочисленные исследования показывают, что легкость наименования названия объектов ускоряет категориальное научение. Мы предположили, что наличие названий местоположения признаков объекта тоже помогает научению новым правилам категоризации. В эксперименте испытуемые учились различать две искусственные болезни по изображениям симптомов, расположенных в разных пространственных местах. Мы варьировали местоположения симптомов на силуэтном ...
Добавлено: 5 мая 2020 г.
Одной из задач современных теорий категоризации является поиск когнитивных функций,
связанных с категориальным научением. Проведенное за рубежом исследование продемонстрировало
связь между зрительным поиском и научением континуальной категории (категориальной репрезентацией): успешность зрительного поиска на основе категориальных правил с одним признаком не менялась с увеличением количества дистракторов, но снижалась в случае категориальных правил с интеграцией признаков. Целью настоящего исследования ...
Добавлено: 17 ноября 2022 г.
Чадова И. Н., В кн. : «Нейронаука для медицины и психологии»: 9-й Международный Междисциплинарный Конгресс. Судак, Крым, Украина, 3-13 июня 2013 года.: Труды. : М. : МАКС Пресс, 2013. С. 99-100.
Одной из возможных причин недостатка в литературе сведений о возрастном изменении нейродинамических параметров женщин в пределах (внутри) репродуктивного этапа онтогенеза является, на фоне исследования ведущего возрастного фактора, обходлибо игнорирование влияние фактора, определяющегося стадией ОМЦ. В ...
Добавлено: 13 ноября 2019 г.
Абалтусова Е. Д., Афонин М. Д., Котова Т. Н. и др., Современная зарубежная психология 2023 Т. 12 № 1 С. 119-128
В обзоре рассмотрен новый и важный эффект называемости — влияние легкости называния частей объектов на категориальное научение: новые категории легче выучиваются, когда относящиеся к ним объекты состоят из легко называемых частей. Несмотря на то, что эффект описан совсем недавно, исследования выявили его значимость не только для понимания сути категориального научения, но и в целом для ...
Добавлено: 8 июня 2023 г.
Зинченко В. П., Вергилес Н. Ю., М. : Издательство Московского университета, 1969
Исследователи онтогенеза человеческого поведения уже давно отмечают, что на ранних стадиях развития ребенка невозможно расчленить перцептивные, мыслительные и исполнительные акты.
Со временем восприятие становится относительно независимым от практического, исполнительного действия, а мышление - от того и другого. В силу этого обстоятельства представители общей психологии забывают о генетической связи перцептивных, мыслительных и исполнительных процессов. В результате мышление ...
Добавлено: 8 февраля 2014 г.
Чистяков Д. С., Хауэлл К., Математические заметки 2018 Т. 103 № 6
Исследованы аффинные почтикольца, модули над ними и связанные с ними категории. ...
Добавлено: 10 октября 2017 г.
Жердева М. П., Котов А. А., Психологические исследования: электронный научный журнал 2022 Т. 15 № 84 Статья 6
В предыдущих исследованиях было показано, что сложно вернуть внимание к ранее нерелевантной информации в ходе научения, когда она снова становится релевантной. Данный эффект получил название выученного невнимания и считается следствием работы селективного типа внимания. В нашем эксперименте проверялась гипотеза о роли называемости частей (условия с легко и трудно называемыми частями у примеров категории) в данном ...
Добавлено: 18 октября 2022 г.
Гурвич И. Н., Цветкова Л. А., Антонова Н. А. и др., Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 12: Социология 2014 № 3 С. 113-120
Поведение «риска» присуще любому человеку на протяжении всего жизненного пути — от рождения до смерти. Статья посвящена систематизации интерпретаций психологического со- держания поведения «риска», а также концептуализации категории риска в онтогенетическом аспекте. Наибольшую популярность в психологической науке приобрели следующие интер- претации психологического содержания поведения «риска»: психодинамическая ориентация, когнитивистско-поведенческая ориентация, эконометрический подход, клинический (психо- патологический) подход, девиантологический подход, подход ...
Добавлено: 12 марта 2018 г.
Романова Т. В., В кн. : Русская словесность как основа возрождения русской школы. Т. II: сборник статей по материалам III Международной заочной научно-практической конференции.: Липецк : Липецкий государственный педагогический университет, 2012. С. 163-169.
Текстовая категория модальности рассматривается через призму функциональных, семантических, когнитивных параметров. ...
Добавлено: 18 декабря 2012 г.
Киселева С. В., Миронова М. Ю., В кн. : Региональные аспекты управления, экономики и права Северо-западного федерального округа России. Вып. 4(33).: Издательство ВАМТО, 2014. С. 30-35.
В статье описаны лингвистические понятия терминоведения, терминологии и терминосистемы, приведены точки зрения языковедов относительно определения и разграничения этих терминов, разъясняется семантика слова и термина, а также роль когнитивного подхода в современном терминоведении. В статье дается определение понятий концепт и категория, затрагивается вопрос роли процессов концептуализации и категоризации банковской терминологии английского языка. ...
Добавлено: 4 марта 2015 г.
Макарова И. А., В кн. : Региональные аспекты управления, экономики и права Северо-западного федерального округа России. Вып. 3.: СПб. : Издательство ВАМТО, 2012. С. 29-33.
В статье дается понятие налога с юридической точки зрения и в экономическом его понимании. Раскрываются признаки налога, функции налога, приводятся различные классификации налогов и раскрываются элементы налога. ...
Добавлено: 30 января 2013 г.
Котов А. А., Экспериментальная психология 2019 С. 1-20
При формировании понятий часто наряду с категориями, правило которых формируются в настоящий момент, обучающиеся воспринимают дополнительные примеры из других категорий. Как влияют примеры дополнительной категории на научение основным? В эксперименте испытуемые выполняли задание на формирование искусственных понятий по типу семейного сходства. Дополнительно к задаче на различение примеров из двух категорий (основные категории), они получали примеры ...
Добавлено: 14 декабря 2018 г.
Котов А. А., Котова Т. Н., Вопросы психологии 2017 № 2 С. 109-120
При категориальном научении люди учатся использовать разные стратегии категориза- ции, среди которых наиболее часто выделяют стратегию ориентации на один признак или на их совокупность. Хотя в экспериментальных условиях испытуемым чаще всего необ- ходимо сформировать лишь одну стратегию в отношении предъявляемых примеров, в реальной жизни они используют разные стратегии для категоризации примеров, отно- сящихся к одной ...
Добавлено: 11 октября 2017 г.
Благодир А. Л., В кн. : Материалы международной научно-практической конференции «Системный характер трудового права и права социального обеспечения (Первые Гусовские чтения). : М. : Издательство Проспект, 2016. С. 48-53.
Система научных знаний права социального обеспечения на основе понятийного аппарата способствует формированию на современном этапе обоснованной, общепризнанной и практически значимой доктрины «права человека на жизнь». ...
Добавлено: 14 декабря 2017 г.
Котов А. А., Котова Т. Н., The Russian Journal of Cognitive Science 2018 Vol. 5 No. 3 P. 56-67
Добавлено: 14 октября 2019 г.
Котов А. А., Асланов И. А., Психологические исследования: электронный научный журнал 2020 Т. 13 № 72 С. 3
В исследовании изучается влияние фреймингового эффекта метафоры на суждения о категории и примере категории. Также ставится вопрос о том, способна ли метафора увеличить объективность категории, то есть усилить эффект категориального имени. Для эксперимента была выбрана категория «депрессия» с конвенциональными метафорами «враг» и «болото» (определенными на основании контент-анализа федеральных СМИ в декабре 2018 – декабре 2019 ...
Добавлено: 3 ноября 2020 г.
Минералова И. Г., Липецк : Липецкий государственный педагогический университет, 2012
В центре внимания авторов сборника статей проблемы, связанные с историей языка и современным его состоянием. ...
Добавлено: 18 декабря 2012 г.
Zherdeva M., Котова Т. Н., Котов А. А., The Russian Journal of Cognitive Science 2019 Vol. 6 No. 3 P. 23-30
Какова связь между лексиконом человека и процессом познания? Многочисленные исследования показывают, что названия объектов ускоряют категориальное научение. В нашем предыдущем исследовании мы показали, что наличие названий для местоположения признаков объекта тоже помогает научению новым правилам категоризации. В настоящем эксперименте мы оценили выраженность данного эффекта в онтогенезе, сравнив формирование новых понятий у детей 7 и 9 ...
Добавлено: 10 декабря 2020 г.
М. : Издательский дом «Дело» РАНХиГС, 2017
Монография включает ряд обзорных статей, посвященных
феноменам, трудностям и психологическим механизмам процесса научения. Публикуемые работы объединены интересом
к закономерностям научения, то есть к изменению человеческого поведения под влиянием приобретаемого опыта. Издание может быть использовано в качестве учебного пособия для
учебных курсов, преподаваемых на психологических факультетах университетов: «Общая психология», «Психологический практикум», «Экспериментальная психология», «Психология познания», «Психология развития», «Введение в
профессию», ...
Добавлено: 19 июля 2018 г.
Киселева С. В., В кн. : Когнитивные исследования языка. Выпуск 11 : международный конгресс по когнитивной лингвистике 10-12 октября 2012 года: сборник материалов. Вып. 11.: М., Тамбов : Институт языкознания РАН; Издательский дом ТГУ им. Г.Р. Державина, 2012. С. 66-69.
В данной статье рассматривается проблема категориального устройства языка ...
Добавлено: 17 февраля 2013 г.