?
К уточнению имен и дат в семье царя Федора Ивановича
Древняя Русь. Вопросы медиевистики. 2019. Т. 1. № 75. С. 61-66.
Работа посвящена истории христианской двуименности в допетровской Руси. Основное внимание сосредоточено на позднем этапе функционирования этой традиции в династии Рюриковичей и у их ближайшего окружения. В статье обсуждаются следующие вопросы: какими христианскими именами обладали царь Федор и царица Ирина, кого они почитали в качестве личных патрональных святых и когда Ирина Федоровна Годунова могла появиться на свет?
Научное направление:
Филология и лингвистика
Приоритетные направления:
гуманитарные науки
Язык:
русский
Ключевые слова: medieval RussiaСредневековая Русьcult of saintsкульт святыхchoice of nameтрадиции имянаречения
ПУБЛИКАЦИЯ ПОДГОТОВЛЕНА ПО РЕЗУЛЬТАТАМ ПРОЕКТА:
Успенский Ф. Б., Литвина А. Ф., Die Welt der Slaven. Internationale Halbjahresschrift für Slavistik 2019 Т. 64 № 1 С. 108-127
История христианской двуименности, когда человек в миру был обладателем не только крестильного, но и еще одного имени из церковного календаря, на Руси насчитывает по крайней мере пять столетий (конец XIII — XVIII в.). Это явление во многих отношениях оставалось социально и гендерно нейтральным, при этом правящая элита сыграла особую роль как в становлении этой ономастической ...
Добавлено: 1 ноября 2019 г.
Успенский Ф. Б., Литвина А. Ф., Slovĕne 2019 Т. 8 № 1 С. 133-161
Данная работа посвящена особым чертам русской христианской двуименности, выделяющей ее на фоне других традици й олиномии. В эпоху Средневековья на Руси мужчина не мог ни при каких условиях получить в качестве второго христианского имени женский антропоним, а женщина, соответственно, мужской. Не допускались, в частности, никакие новые по отношению к месяцесловной традиции вариации, трансформирующие мужские имена ...
Добавлено: 1 ноября 2019 г.
Литвина А. Ф., Успенский Ф. Б., Языки славянских культур, 2020
История христианской двуименности, когда человек в миру был обладателем не только крестильного, но и еще одного имени из церковного календаря, на Руси насчитывает по крайней мере пять столетий (конец XIII — XVIII в.). Это явление во многих отношениях оставалось социально и гендерно нейтральным, при этом правящая элита сыграла особую роль как в становлении этой ономастической ...
Добавлено: 15 декабря 2019 г.
Успенский Ф. Б., Литвина А. Ф., СПб. : Евразия, 2020
Настоящая работа посвящена вычленению и предварительному описанию такой малоисследованной категории средневековой русской культуры, как многоименность. Каким образом у одного и того же человека за жизнь может накопиться три, четыре, а то и пять личных имен, употреблялись ли они все вместе или попеременно, каков был функциональный статус каждого имени, каковы были правила подбора имен и менялись ...
Добавлено: 27 ноября 2019 г.
Литвина А. Ф., Успенский Ф. Б., Slovĕne 2015 Т. 4 № 1 С. 218-239
Статья посвящена тому, как в летописном нарративе могут изображаться именины русских князей или их приближенных. Особое внимание уделяется рассказам о недолжном, неподобающем поведении на именинах, своих и чужих. В работе рассматривается функция и характер такого рода эпизодов в более широком контексте историографического повествования.Статья посвящена тому, как в летописном нарративе могут изображаться именины русских князей или ...
Добавлено: 17 октября 2015 г.
Литвина А. Ф., Успенский Ф. Б., М. : Полимедиа, 2013
Русскую историю второй половины XI — начала XIII в. попросту невозможно изложить без постоянного упоминания половцев. Взаимодействие с этими кочевниками, однако, не сводилось к прямому военному противостоянию. Рюриковичи с самого начала стремились использовать «атомную энергию» половецких кланов в собственной внутридинастической борьбе, не переставая, впрочем, время от времени объединяться в общерусских походах на половцев. При этом на протяжении многих ...
Добавлено: 9 марта 2014 г.
Мороз А. Б., Пигин А. В., Scrinium: Journal of Patrology and Critical Hagiography 2019 Vol. 15 P. 277-296
В статье рассматриваются проблемы изучения народной агиографии, комплекса крестьянских
письменные и устные тексты, которые содержат информацию о святых или почитаемых неканонизированных подвижниках и отражают особенности народного понимания святости.
В первой половине статьи обсуждается феномен народной агиографии, характеризуются
фольклорные жанры, отражающие народные представления о святых, исследуются механизмы взаимодействия письменной и устной традиций. Во второй части
анализируются тексты и обряды, связанные с ...
Добавлено: 28 августа 2019 г.
Успенский Ф. Б., Литвина А. Ф., New Norse Studies 2020 Vol. 1 No. 1 P. 20-40
Добавлено: 11 декабря 2019 г.
Литвина А. Ф., Успенский Ф. Б., Ruthenica. Русский малакологический журнал 2009 № 8 С. 7-30
Добавлено: 15 августа 2021 г.
Литвина А. Ф., Успенский Ф. Б., Вопросы ономастики 2021 Т. 18 № 2 С. 33-53
В настоящей работе рассматривается нетривиальный случай выбора и функционирования имени одного из представителей рода Тургеневых, жившего в XVII столетии. Этот частный казус позволяет обратить внимание на некоторые общие процессы эволюции русской ономастики, совершавшиеся в эпоху первых Романовых на престоле и в раннее Петровское время. Мы видим, как религиозно-культурная ориентация самодержцев влияет сначала на их ближайшее ...
Добавлено: 29 июля 2021 г.
Успенский Ф. Б., Литвина А. Ф., Вопросы ономастики 2018 С. 87-107
Статья посвящена описанию особой модели выбора имени, связанной с запретом на наречение в честь Девы Марии. На Руси имя Богоматери невозможно было получить ни в крещении, ни, судя по всему, при монашеском постриге — это ограничение весьма строго и последовательно соблюдается с домонгольского времени и до наших дней. Хорошо известно при этом, что имя Мария ...
Добавлено: 26 октября 2018 г.
Успенский Ф. Б., Литвина А. Ф., Вопросы ономастики 2019 Т. XVI № 3 С. 9-29
С первых веков христианизации культ того святого, в честь которого человек был наречен, играет совершенно особую роль в практике русского благочестия. Традиция почитания собственных небесных тезок претерпевает определенную эволюцию: если в домонгольское время она тяготеет к известному синкретизму, совокупному почитанию всех одноименных святых, то для позднего Средневековья скорее характерна детальная точность и особое внимание к ...
Добавлено: 27 ноября 2019 г.
Литвина А. Ф., Успенский Ф. Б., Русская речь 2021 № 6 С. 77-97
Статья посвящена различным ономастическим средствам, которые в средневековой Руси обеспечивали целостность семьи в рамках одного поколения, подчеркивая прежде всего единство между родными братьями. В такой перспективе важными инструментами исследования оказываются история культа личных патрональных святых и феномена светской христианской двуименности, когда человек в миру
был обладателем не только крестильного, но и еще одного имени из церковного календаря. Особенное внимание ...
Добавлено: 22 декабря 2021 г.
Успенский Ф. Б., Литвина А. Ф., Slavisticna Revija 2018 Т. 66 № 3 С. 333-354
В работе обсуждаются основные параметры существования традиции светской христианской двуименности в средневековой Руси. Определяются принципы подбора двух имен, демонстрируется генетическая связь христианской двуименности с дву-именностью классического типа, когда у человека христианское имя из церковного календаря сочетается с именем языческим, представлены общие контуры системы многоименности на Руси. ...
Добавлено: 26 октября 2018 г.
Клосс Б. М., Конявская Е. Л., Калугин В. В. и др., М. : Государственный исторический музей, 2015
Сборник статей и сообщений участников международной конференции,посвященной 600 - летнему юбилею выдающегося государственного церковного деятеля Средневековой Руси преп. Сергию Радонежскому. Тематика публикаций включает в себя широкий круг вопросов и дискуссионных сюжетов, связанных с политической, церковной и военной историей эпохи преп. Сергия, культуры Руси времени становления единого государства и борьбы за политический суверенитет. ...
Добавлено: 26 декабря 2015 г.
Успенский Ф. Б., Литвина А. Ф., Slovĕne 2020 Т. 9 № 1 С. 185-231
В первой части работы предложен общий обзор моделей одноименности и многоименности в средневековой Руси, причем авторы стремились сосредо-точиться в первую очередь на антропонимических практиках XVI — начала XVII столетия. Далее была предпринята попытка показать, каковы были системные возможности для наречения царя Бориса Годунова и как они были реализованы на деле. В частности, были рассмотрены все ...
Добавлено: 8 ноября 2020 г.
Успенский Ф. Б., Литвина А. Ф., Древняя Русь. Вопросы медиевистики 2018 № 4 (74) С. 63-79
В работе демонстрируется, каким образом в XVI — первой половине XVII в. выбор имени для женщины мог транслировать связь ее семьи с правящей династией в прошлом и настоящем. Причастность к власти могла воплощаться не только в том, как девочку нарекали при рождении, но и в перемене имени при замужестве и/или в монашеском постриге. Особое внимание уделяется семейной ситуации Дмитрия ...
Добавлено: 26 октября 2018 г.
Литвина А. Ф., Успенский Ф. Б., Slovĕne 2021 Т. 10 № 1 С. 94-112
Настоящая работа посвящена анализу надписей и изображений, присутствующих на знаменитом артефакте, за которым закрепилось название «Ковчег князя Ивана Хворостинина». Нас будут интересовать как те тексты, которые непосредственно помещены на различных частях этого объекта, так и те, что могут быть потенциально связаны с различными его элементами. Вопреки сложившейся традиции, в статье предлагается взглянуть на ковчег не как ...
Добавлено: 28 октября 2021 г.
Литвина А. Ф., Успенский Ф. Б., СПб. : Евразия, 2022
День рождения и имя собственное — едва ли не самый очевидный зачин для рассказа о судьбе того или
иного исторического лица. Однако обратившись к эпохе, которую принято называть Смутным временем, мы вдруг обнаруживаем, что далеко не всегда эти имена и значимые даты нам известны, даже если речь идет о правителях, не один год занимавших московский престол. Филологическое расследование ...
Добавлено: 2 июня 2022 г.
D. Gh. Năstăsoiu, Vestnik of Saint Petersburg University. History, Saint Petersburg, Russian Federation 2021 Vol. 66 No. 1 P. 179-192
В канун Рождества 1402 г. венгерские вельможи собрались в соборе города Надьварад, где находилась гробница Св. Ласло, и принесли клятву на мощах святого короля. Таким образом, они объявили о своей верности королю Неаполя Владиславу и организовали заговор против правящего Сигизмунда Люксембурга. После присяги, принесенной на мощах Св. Ласло, заговорщиков объединила символическая фигура святого короля и ...
Добавлено: 5 мая 2021 г.
Мороз А. Б., М. : ОГИ, 2009
Исследование посвящено почитанию святых в традиционной крестьянской культуре XIX-начала XXI вв. и конкретно – легендам о святых, их взаимодействию с книжными житиями и фольклорной традицией. В основе многих житий святых лежат фольклорные легенды, однако влияние идет и в обратную сторону: жития святых, пересказываясь, изменяются и приобретают особенности фольклорных легенд. В работе рассмотрены механизмы формирования, функционирование, ...
Добавлено: 8 декабря 2016 г.
Литвина А. Ф., Успенский Ф. Б., Scando-Slavica 2022 Т. 68 № 1 С. 157-174
В Средние века на Руси антропонимическая система была устроена так, что
один и тот же человек в миру мог иметь несколько разных имен одновременно.
Публичное имя того или иного лица далеко не всегда совпадало с тем именем,
которое он получил при крещении. При этом исследования недавнего времени
показали, что нам до сих пор оставался неизвестным полный набор личных
имен некоторых ...
Добавлено: 2 июня 2022 г.
Зарецкий Ю. П., / Basic Research Programme. Series HUM "Humanities". 2011. No. 01.
Why question Early Russian autobiographical writings anew? Generally speaking, such revisions are suggested by recent changes in the humanities that challenge many commonly accepted concepts and notions. In particular, they complicate the prevailing vision of the side-by-side growth of the autobiography and individualism in the progressive development of humankind, the Eurocentric view “from above” on ...
Добавлено: 27 августа 2012 г.
Литвина А. Ф., Успенский Ф. Б., Древняя Русь. Вопросы медиевистики 2013 № 4 С. 87-94
Работа посвящена анализу до сих пор не исследованной проблемы – соблюдали ли русские князья при заключении матримониальных союзов запреты на браки между близкими свойственниками (родственниками по браку). В отличие от кровного родства, свойство – это область человеческих отношений, поддающихся сознательному конструированию. В статье показано, как княжеская династия со временем стала прибегать к близкосвойственным союзам, желая ...
Добавлено: 25 ноября 2013 г.