?
Свободное использование товарных знаков третьими лицами: в поиске оптимальной модели
Законодательство о товарных знаках, в отличие от норм, регулирующих патентные правоотношения (1359 ГК РФ) или отношения в сфере охраны авторских (статьи 1273-1279 ГК РФ) и смежных прав (1306 ГК РФ), не содержит развёрнутых положений, касающихся случаев свободного использования товарных знаков третьими лицами. Единственное исключение предусмотрено статьей 1487 ГК РФ и связано оно с исчерпанием прав на товарный знак. В этой связи может показаться, что исключительное право на товарный знак является наиболее полной и эффективной монополией, которая может принадлежать правообладателю.
Однако более внимательный взгляд на существующие жизненные реалии и анализ судебной практики показывают, что товарные знаки на самом деле мало чем отличаются от объектов авторского или патентного права, и что в отношении них также имеется явный общественный интерес, чтобы свободно и без ограничений, без выплаты компенсации использовать чужие бренды в определенных ситуациях.