?
From “The Devil in the Belfry” to the Devilry of Music: What Imps and Demons Do in Poe, Dostoevsky and Thomas Mann
P. 453-461.
Делазари И. А.
Статья представляет собой сопоставительный анализ эпизодов с демоническим участием в творчестве Э. А. По, Ф. М. Достоевского и Т. Манна.
Лагутина И. Н., Вопросы философии 2021 № 12 С. 149-160
В основе статьи – анализ переписки двух интеллектуалов, оказавших значи- тельное воздействие на формирование либерального дискурса Европы 1930-х гг., когда появляется понятие «гуманистический фронт» (die human- istische Front). Идеи гуманизма и тоталитаризма занимали центральное место в культурно-философских размышлениях Томаса Манна; проблема гуманизма в связи с философией свободы притягивала и Кроче. Поэтому в центре их интеллектуального ...
Добавлено: 9 октября 2019 г.
Доброхотов А. Л., В кн. : Кёнигсберг – Калининград. Нобелевские лауреаты в диалоге со временем. : Калининград : Кладезь, 2015. С. 39-49.
У Томаса Манна сложился собственный и своеобразный сюжет отношений с русской литературой. Трудно найти еще одного западного писателя, который столь же сосредоточенно, многосторонне и глубоко осваивал литературную Россию, обращаясь к ней на протяжении всей своей творческой жизни. В статье предпринята попытка понять интенции этого устойчивого манновского интереса к литературе страны, в которой он никогда не ...
Добавлено: 22 августа 2016 г.
Делазари И. А., , in : Words, Music, and the Popular: Global Perspectives on Intermedial Relations. : NY : Palgrave Macmillan, 2021. P. 237-256.
Добавлено: 26 ноября 2021 г.
Фомина Е. М., В кн. : Зло в культуре и культура зла. : Н. Новгород : Издательство Тимура Хусяинова, 2022. Гл. 2. С. 38-53.
Данная статья посвящена анализу новеллы ужаса Эдгара Аллана По «Сердце-обличитель» («The Tell-Tale Heart») и ее графического варианта от «Marvel Universe» 2006 года. В ходе исследования рассмотрены авторские приемы для погружения в психологию убийцы, стилистические особенности рассказа и способы передачи ключевых образов в комиксе. Кроме того, обращается особое внимание на реализацию смысла заголовка новеллы в самом ...
Добавлено: 11 декабря 2022 г.
Кантор В. К., Гефтер 2014 № 17.10.2014 С. 1-32
В тексте будут сближены три имени — Данте, Бальзак, Достоевский. Причем Данте взят как ориентир, как патрон, а Бальзак и Достоевский — как фигуры между собой равновеликие, но разные, иначе не было бы мотива для сравнения. Данте задал новой европейской литературе уровень и в значительной степени проблематику. Путешествия гомеровского Одиссея в Аид, а затем вергилиевского ...
Добавлено: 21 декабря 2014 г.
Цыгуров А. С., Метаморфозис 2017 Т. 1 № 1
В статье рассматривается параллелизм дискурсивных художественных средств в модернистских прозаических произведениях Т. Манна, Д. Джойса, О. Хаксли и приемов эстетического воздействия в музыкальных произведениях XIX - начала XX вв. ...
Добавлено: 19 ноября 2019 г.
Кантор В. К., Revue philosophique de la France et de l'étranger 2013 Vol. 138 No. 2 P. 239-252
Temptation as a Paradigm of Christian Culture
Is temptation at the center of Christian culture, as suggested by the temptations Christ had been exposed to by the Devil, according to the Gospels? This is what Dostoyevsky seems to believe, most notably in The Brothers Karamazov, in which he aims at showing that only innocent people are ...
Добавлено: 26 апреля 2013 г.
Скиперских А. В., М. : НИЦ Инфра-М, 2016
Сопротивление, проявляющее себя в различных формах, существует во всех политических системах, равно, как существует принуждение. Правда, одинокая фигура бунтующего человека по-разному воспринимается в том или ином политическом ландшафте, будучи обусловленной культурным дискурсом. Отношения между инстанциями власти и бунтующим человеком показываются и интерпретируются автором в различных сюжетах, относящихся к различным культурам. В тексте монографии показывается, как ...
Добавлено: 9 июня 2016 г.
Зайцева А. В., В кн. : Философия. Язык. Культура. Вып. 6.: СПб. : Алетейя, 2015.
В данной статье проводится анализ образа дьявола, возникающего в тексте трактата «Процесс сатаны против человеческого рода», чье авторство приписывается средневековому юристу Бартоло да Сассоферрато (1313/1314–1357). Этот персонаж получил несколько интерпретаций: он может являться сатирой на Антипапу, быть элементом поучительного сюжета о правильном ведении гражданского процесса или являться участником идеального средневекового суда. ...
Добавлено: 15 марта 2016 г.
Кантор В. К., Вопросы философии 2013 № 2 С. 183-187
Рецензия на книгу Деборы Мартинсен "Настигнутые стыдом" (М.: РГГУ, 2011, 328 с.) ...
Добавлено: 17 марта 2013 г.
Кантор В. К., Вопросы философии 2015 № 3 С. 102-115
В своей статье автор пытается дать новую трактовку восприятия “новых людей” Чернышевского в романе Достоевского “Записки из подполья”. Термин “новые люди” имеет евангельское происхождение. В России он был впервые употреблен князем Владимиром во время Крещения. И дело не в том, что “новые люди” плохи, а в том, как показывает Достоевский, что обычный человек не может ...
Добавлено: 15 марта 2015 г.
Линкова Я. С., В кн. : XVIII век как зеркало других. XVIII век в зеркале других эпох. : СПб. : Алетейя, 2016. С. 503-510.
В статье на примере восточной повести "Ватек" рассматриваются разные аспекты влияния жизни и творчества У. Бекфорда на писателей последующих эпох. ...
Добавлено: 24 октября 2016 г.
Павловец М. Г., В кн. : Сусрети народа и култура. Меħдународни тематски зборник. : [б.и.], 2015. С. 147-164.
Статья посвящена анализу позднего произведения Генриха Сапгира – его повести «Армагеддон». Апокалиптическая проблематика произведения полемически заострена как против эсхатологизма «исторического авангарда» первой трети ХХ века, так и против эсхатологических ожиданий «атомной войны» позднесоветского времени, и скорее носит форму рефлексии над «финалистской» концепции культуры, присущей эпоху постмодерна с его критикой понятий «авторства», «эстетической новизны» и «подлинности». ...
Добавлено: 24 августа 2015 г.
Морозов Д. А., Диалог со временем 2023 № 84 С. 329-341
В статье художественное произведение Я.Э. Голосовкера «Сожженный роман»,
впервые опубликованное в 1991 году, рассматривается в качестве реализации его
оригинального философского проекта. С опорой на трактат Голосовкера «Имагинативный абсолют» и другие работы автор рассматривает, как ключевые философские
сюжеты отразились в творчестве мыслителя: идея познания воображением, противопоставление imaginatio и ratio, связь культуры и «духа», роль «смыслообразов».
В данной интерпретации «Сожженный роман», ...
Добавлено: 25 октября 2023 г.
Шмулевич Н. В., Stephanos 2019 № 3 (35) С. 168-173
Ранние киноадаптации произведений Достоевского не являются в полной мере экранизациями с опорой на оригинальный текст. Достоевский сам по себе становится средством для достижения различных идеологических целей, а не объектом серьезной художественной рефлексии. В статье исследуются особенности и закономерности экранизаций произведений Ф.М. Достоевского в дореволюционном и довоенном советском кинематографе, а также преобразования ори- гинальных сюжетов. Сведения ...
Добавлено: 11 января 2021 г.
Воробьёва О., Litera 2017 № 2 С. 36-44
Объектом настоящего исследования является журнал графа Г.А. Кушелева-Безбородко – «Русское Слово». Предмет исследования – участие Ф.М. Достоевского в этом журнальном предприятии. На эпистолярном материале, принадлежащем писателю и его современникам, пошагово воссоздается история сотрудничества Ф.М. Достоевского с журналом «Русское Слово». В статье уделяется внимание предпринятым попыткам писателя вернуться в литературу: Достоевский, с одной стороны, отдает свою ...
Добавлено: 2 сентября 2023 г.
Кантор В. К., Центр гуманитарных инициатив, 2021
Владимир Кантор, доктор философских наук, ординарный профессор НИУ-ВШЭ, заведующий Международной лабораторией исследований русско-европейского интеллектуального диалога Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» (НИУ-ВШЭ), главный редактор журнала «Философические письма», в своей книге пытается уйти от националистического пафоса в анализе творчества великого писателя, показывая сложность его бытия в мире, ту сложность, которая и сделала его великим писателем. Перверсная ...
Добавлено: 24 сентября 2021 г.
Димитриев В. М., В кн. : Ежегодник Дома русского зарубежья имени Александра Солженицына, 2017. Кн. 7.: М. : Дом русского зарубежья имени Александра Солженицына, 2017. Гл. 14. С. 265-280.
В художественной прозе В.С. Варшавского 1920-30-х гг. в качестве конструктивного центра творческого метода выступает особая концепция памяти. На материале трех ранних произведений Варшавского можно проследить развитие мотива «рассеянной» памяти, раскрываемого в оппозиции я - другой и утверждаемого в форме нарративного описания «рассеянного» я. Мотив «рассеянной» памяти в прозе Варшавского, имея непосредственный историко-литературный контекст, с одной ...
Добавлено: 28 октября 2019 г.
Димитриев В. М., Достоевский и мировая культура. Филологический журнал. (Россия, Москва) 2019 № 2 С. 159-178
Статья посвящена особенностям рецепции личности и творчества Достоевского в русском зарубежье. В основе работы анализ публицистической прозы Владимира Варшавского, одного из представителей «младшего» поколения писателей-эмигрантов. В межвоенные десятилетия Достоевский интересовал Варшавского прежде всего как художник, предвосхитивший в своих персонажах некоторые психологические особенности «эмигрантских молодых людей». Варшавский сознательно развивает конкретные черты поэтики Достоевского в своем творчестве ...
Добавлено: 10 октября 2019 г.
Климова С. М., История философии 2023 Т. 28 № 1 С. 41-53
Статья посвящена рассмотрению некоторых идей Витгенштейна в соотнесении с аналогичными идеями Достоевского. Сопоставление дано по ряду ключевых для обоих тем: мир как
он есть и что он есть; образ мира и смысл жизни; мир счастливого и несчастного. Несмотря
на принципиальное различие мыслителей, сравнение позволяет открыть в Витгенштейне
близость ценностному мировоззрению Достоевского. Анализ его «Логико-философского
трактата», «Дневников» и «Лекции по ...
Добавлено: 17 апреля 2023 г.
Харитонов Т. И., Социология власти 2022 Т. 34 № 2 С. 96-124
Политика и религия всегда очень тесно переплетаются в произведениях Ф.М. Достоевского, но в его «Легенде о Великом инквизиторе» связь этих двух сфер человеческой жизни рассматривается на гораздо более
глубоком фундаментальном уровне. Критикуя католичество и социализм, Достоевский нередко указывает на прямую историческую преемственность между религиозными и политическими концепциями,
но помимо такой линейной политической теологии в его философии можно ...
Добавлено: 9 декабря 2022 г.
Доброхотов А. Л., Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Серия 1: Богословие. Философия. Религиоведение 2010 № 4(32) С. 75-87
Анализируя книгу Вяч. Иванова "Достоевский: Трагедия. Миф. Мистика", автор раскрывает занимающую в ней важное место мифологему зла. Он указывает место "понерологии" Иванова в европейской культурной и философской традиции, систему основных образов зла в их взаимном отношении : Люцифер - Ариман - Легион; наглядно демонстрирует объяснительные возможности, открываемые концепцией Иванова для анализа современной культуры. ...
Добавлено: 26 октября 2012 г.