Замятин Д. Н., Художественный журнал 2016 Т. 99 С. 38-48
Тенденции к актуализации искусства, столь чётко проявляющиеся, усиливающиеся и доминирующие в постмодернистских и глобализационных контекстах и дискурсах, несомненно, опираются на существенно иные онтологии воображения. Эти онтологии воображения во многом представляют собой «разрыв» – как онтический, так и коммуникативный – с модернистскими онтологиями воображения, включая, по-видимому, и сам концепт «современного искусства». Всякая пространственность, воображаемая и воспринимаемая, ...
Добавлено: 19 октября 2017 г.
Козичаров Н. Л., The Garage Journal 2021 No. 4 P. 13-38
Добавлено: 31 января 2022 г.
Афанасьева И. А., Вестник Томского государственного университета. Культурология и искусствоведение 2024 Т. 54
В статье рассматриваются вербально-визуальные репрезентации в актуальных практиках российских художников 2010-х годов – Павла Арсеньева, Мити Безыдейного, Семёна Мотолянца, Валерия Чтака. В фокусе внимания автора оказываются излюбленные мотивы современных мастеров, интегрирующие вербальное и визуальное начало в искусстве. Вдохновленные образами городской среды и сферой повседневности, последователи концептуалистов активно прибегают к изовербальным приёмам. Транссемиотическая зона перекрёстка двух языков ...
Добавлено: 23 января 2023 г.
Компациарис П., Journal of Visual Art Practice 2018 P. 67-80
Philosophical aesthetics is routinely grounded upon a binary opposition separating art, a reflective and contemplative activity, from popular culture, the brute and philistine cultural expressions of the masses. While art is expected to have a broadly conceived educational mission, it has to simultaneously denounce such popular culture forms that involve propaganda, didacticism and immediacy in ...
Добавлено: 3 октября 2017 г.
Писарев А. А., Верещагина Н. В., Наука телевидения 2023 Vol. 19 No. 3 P. 13-14
Добавлено: 26 декабря 2023 г.
Спикер С., , in : The Manifesta Journal Reader: Избранные статьи по кураторству. : СПб. : Арка, 2014.
Добавлено: 15 октября 2016 г.
Кулева М. И., European Journal of Cultural Studies 2022
Добавлено: 18 января 2019 г.
Chiba University, 2017
Книга представляет собой сборник исследований российских и японских исследователей в области гуманитарных наук. ...
Добавлено: 20 февраля 2018 г.
Конончук В. В., Международный журнал исследований культуры 2023 № 2 (51) С. 99-114
В статье дается определение такого явления на пересечении искусства и науки, как «художественное исследование», выводится его отличие от академических «исследований, основанных на искусстве» и сайенс-арта. Если проследить историю трансформации критериев, по которым «художественное исследование» отличается от других видов исследований и от неисследовательского искусства, на первый план выходит тесное переплетение онтологии, эпистемологии и методологии этой относительно ...
Добавлено: 23 октября 2023 г.
Савицкий С. А., , in : Treccani Enciclopedia dell'Arte Contemporanea. : Rome : Treccani Publishing House, 2021. P. 55-57.
Статья посвящена описанию феномена агитпропа в современном искусстве. ...
Добавлено: 20 февраля 2019 г.
Жуматина М.-С. Д., Философия. Журнал Высшей школы экономики 2022 Т. 6 № 3 С. 385-401
Рецензия на книгу: Brettkelly-Chalmers K. Time, Duration and Change in Contemporary Art : Beyond the Clock. — Bristol : Intellect Books, 2019. ...
Добавлено: 18 февраля 2023 г.
Тульчинский Г. Л., Yurieva T., Peng F. и др., Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 15. Искусствоведение 2017 Vol. 7 No. 4 P. 423-435
Добавлено: 11 января 2018 г.
В статье выдвигается и рассматривается авторская типология агентности в современном искусстве (1) социальная трансформация; 2) эскапизм; 3) кризисная адаптация; 4) трансформация субъекта действия); приводятся количественные характеристики представленности каждого типа агентности и конкретные примеры. Особое внимание уделено тому, какие формы проактивного действия порождает сфера искусства, и как обнаруженные кейсы отражают более широкие процессы в социальной жизни Европы. ...
Добавлено: 18 декабря 2023 г.
Першеева А. Д., Коммуникации. Медиа. Дизайн 2016 Т. 1 № 3 С. 86-93
Видеоарт — один из самых ярких феноменов медиаискусства, судь- ба которого в России складывалась непросто. В середине 1980-х первые произве- дения отечественного видеоискусства создавались подпольно, на контрабандном оборудовании, и более десяти лет спустя открылись первые выставки медиаискус- ства, официально поддержанные государством. Тогда же начали создаваться собра- ния видеоарта в галерее ХL, ГЦСИ, в Центре «МедиаАртЛаб» ...
Добавлено: 27 января 2017 г.
Овчинников П. С., Нечай Е. Е., Социология города 2023 № 1(2023) С. 30-45
В статье на основе серии интервью с молодыми художниками, проживающими или работающими в Москве, делается попытка определить, как представители творческих профессий видят барьеры и перспективы развития искусства, а также что, по их мнению, является препятствием для развития культурной среды в России. Авторы исходят из того, что предварительно необходимо изучить основные направления, в которых работают опрашиваемые ...
Добавлено: 27 ноября 2023 г.
Першеева А. Д., В кн. : Искусствознание: наука, опыт, просвещение. Сборник статей по материалам международной научной конференции 9–11 ноября 2017 года. : Государственный институт искусствознания, 2018. С. 24-32.
Видеоарт как искусство, возникшее в результате развития техники и накрепко связанное с ним (technology based art, media art), требует регулярной ревизии своей дефиниции в связи с развитием технологий. В разные периоды времени на передний план выходили различные особенности медиума и, соответственно, грани видеоискусства. Нам представляется, что сейчас ключевым для понимания сущности видео и его значения в ...
Добавлено: 15 ноября 2018 г.
Настоящая статья призвана раскрыть потенциал современных гибридных форм графического романа, в которых традиционные приемы рисунка соединяются с возможностями новых медиа. Бурный рост компьютерных технологий и сетевой инфраструктуры в конце ХХ века привел к появлению новой глобальной сетевой площадки и новым возможностям для разнообразных видов искусства. Не осталось в стороне и искусство комиксов, которое получило новые ...
Добавлено: 8 апреля 2023 г.
Афанасьева И. А., Человек 2022 Т. 33 № 6 С. 136-155
В центре внимания автора статьи – исследование вербально-визуальных репрезентаций в актуальных практиках современных российских художников поколения Y (миллениалов), т.е. мастеров, родившихся с 1981 по 1996 годы. В работе рассматриваются различные типы связей между словом и изображением в отечественном искусстве, формы бытования и культурные смыслы вербальных компонентов художественных текстов современного российского искусства, коннотации взаимодействия русского и ...
Добавлено: 13 декабря 2022 г.
Фадеева Т. Е., Праксема. Проблемы визуальной семиотики 2022 № 3(33) С. 73-96
Рассматривается особый способ телесного присутствия зрителя в различных произведениях виртуальной реальности (VR). В некоторых из них зритель присутствует лишь в роли наблюдателя / свидетеля, или «призрака», не способного взаимодействовать с миром виртуальной инсталляции и влиять на происходящие в нем события. В других же элемент интерактивности проявляется ярче, роль зрителя более не сводится исключительно к наблюдению, ...
Добавлено: 29 сентября 2022 г.
Компациарис П., Journal of Aesthetics and Culture 2019 Vol. 11 No. 1 P. 1-9
Добавлено: 10 июля 2019 г.
Здорова Н. С., , in : Congress Proceedings: 5th INTERNATIONAL STUDENT CONGRESS 2018 “Investing in Youth for a Sustainable Future”. : Skopje : International Balkan University, 2020. P. 548-552.
Добавлено: 28 октября 2021 г.
Афанасьева И. А., Обсерватория культуры 2023 Т. 20 № 2 С. 188-196
В статье исследуется проблема соотношения парадигм лингвистического (linguistic), иконического (iconic) и визуального (visual) «поворотов», связанных с современным искусством. Рассматривается история этих терминов, анализируется специфика каждого из них, выявляются их роль и значение в искусстве, истории и культуре, приводятся конкретные примеры произведений XX—XXI веков. Попытки преодоления методологического кризиса в искусствознании сделали эти подходы влиятельными и актуальными ...
Добавлено: 9 марта 2023 г.
Миловидов С. В., Обсерватория культуры 2023 Т. 20 № 4 С. 367-376
Сайенс-арт (science-art — научное искусство) рассматривается как художественная практика, в которой в качестве основного инструмента используются научные теории, концепции и лабораторное оборудование, а в основе творческого метода художников лежат принципы научного эксперимента. С помощью методов социологии науки и техники Б. Латура и С. Вулгара для изучения сайенс-арта обнаружено, что научный эксперимент становится основой этого направления ...
Добавлено: 26 октября 2023 г.