?
Парадоксы «Лекции об этике» Л. Витгенштейна
Статья является первым в русскоязычной литературе анализом «Лекции об этике» 1929 г., выдержанным в формате полемики с устоявшимися трактовками Витгенштейна. Предметом дискуссии этих трактовок является позиция Витгенштейна относительно статуса высших (этических) смыслов и ценностей. В статье показано, что высказывания Витгенштейна имеют не теоретический, а методический характер: Витгенштейн не утверждает и не отрицает существование «высшего», он создает оптику, в которой непосредственно обнаруживается нечто, не сводимое к фактическим, «тривиальным» контекстам. Этот метод, будучи освоенным, может иметь самое широкое применение, позволяя отслеживать нетривиальные ценностно-смысловые компоненты во всех случаях их проявления: в философских учениях, в литературе, в политических дискуссиях, в собственных переживаниях и т.п. В последней части работы показано, каким образом метод Витгенштейна раскрывает несостоятельность программы позитивизма: критикуя «наивный» абсолютизм донаучных форм культуры (мифа, религии, этики, метафизики), позитивизм не распознает присущие этим формам нетривиальные содержания, и потому считает возможным редуцировать эти формы к фактам, нивелируя, тем самым, их подлинный смысл.