?
О тематических параллелях в школьном жаргоне XIX и XXI веков
В статье проводится сравнительный анализ русской школьной жаргонной лексики XIX и XXI вв. по тематическому признаку. В результате проведенного сопоставления выявляются аналогичные тематические группы, связанные с учебой, времяпрепровождением, вредными привычками, отношениями в ученических коллективах и между учащимися и учителями. Для исторического и современного школьного жаргона определяются общие тенденции в способах пополнения их лексического состава, основными из которых являются метафоризация общенародной лексики, словообразовательная деривация и заимствования из иностранных языков. В тематических группах выделяются синонимические ряды отдельных жаргонизмов, свидетельствующие о важности того или иного понятия для носителей школьного жаргона. Многочисленные синонимические ряды образуют жаргонные наименования учащихся, которые отличаются по типу учебного заведения, периода обучения, успеваемости, поведению и другим критериям, а также жаргонизмы со значением «учитель». Самые длинные ряды составляют слова и выражения из тематической группы «Вредные привычки», имеющие значение «употреблять алкоголь». Сравнение словарного состава школьного жаргона XIX и XXI вв. показывает, что здесь не всегда возможно проведение тематических параллелей, так как существуют темы, характерные только для XIX в. или только для XXI в. Так тематическая группа «Телесные наказания в учебном заведении», представленная многочисленными жаргонизмами в XIX в., ушла в прошлое по причине исчезновения самого понятия, а по темам «Наркотики» и «Компьютер» не зарегистрирована лексика в XIX в., поскольку таких понятий тогда еще не существовало. В результате исследования выявляются также жаргонные лексемы, перешедшие из XIX в. в XXI в. с аналогичными или совершенно иными значениями. В качестве иллюстрации основных положений приводятся конкретные примеры из словарей жаргонной лексики.