?
К системному анализу количественных показателей развития образовательных систем арабских стран
В статье рассматривается состояние системы образования арабских стран по количественным показателям за период с 1980 до 2015 гг. Проведенный нами анализ динамики количественной экспансии образования в Арабском мире с 1980 по 2014 гг. позволяет выделить четыре характерных периода этой экспансии: (1) 1980-е гг. – этап наиболее стремительной экспансии, этот период реально начался еще в 70-е гг. ХХ в. и был тесно связан с нефтяным бумом; (2) конец 80-х – 1990-е – период замедления темпов роста в связи с затяжным падением цен на нефть, особо низкие темпы наблюдались в 1995-2000 гг., когда мировые цены на нефть достигли своего дна.; (3) новое ускорение в 2000-х гг., связанное с новой волной ускорения экономического роста в арабских странах, обусловленной как новым периодом роста цен на нефть, так и удачными экономическими реформами в целом ряде арабских стран; и (4) резкое замедление темпов количественной экспансии, начиная с 2011 г. в связи с системным кризисом, вызванным трагическими событиями Арабской весны. Показано, что ситуация с количественным охватом населения образованием в регионе является крайне неравномерной. Для целого ряда стран задача адекватного количественного охвата населения образованием до сих пор сколько-нибудь удовлетворительно не решена. Речь идет прежде всего о таких странах, как Йемен, Мавритания и Судан, но также и о Марокко. С другой стороны, в таких арабских странах, как Иордания, Катар и Ливия уже к 2005 г. количественный охват образованием молодежи достиг уровня насыщения, что заставило администрации этих стран проводить коррекцию с целью замедления темпов образовательной экспансии. Для этих стран на первый план выходит не дальнейшее расширение количественного охвата населения образованием, а задачи улучшения его качества.