?
Continuous to discrete: Ensemble-based segmentation in the perception of multiple feature conjunctions
Cognition. 2018. Vol. 179. P. 178-191.
Ключевые слова: категоризацияsegmentationсегментацияcategorizationsamplingensemble summary statisticsстатистическая репрезентация ансамблейсэмплингfeatures and conjunctionstexture discriminnationразличение текстурпризнаки и сочетания признаков
ПУБЛИКАЦИЯ ПОДГОТОВЛЕНА ПО РЕЗУЛЬТАТАМ ПРОЕКТА:
Добавлено: 12 августа 2019 г.
Уточкин И. С., Хвостов В. А., Стакина Ю. М., / Издательский дом НИУ ВШЭ. Series WP BRP "PSYCHOLOGY". 2017. No. 78.
Добавлено: 16 октября 2017 г.
Добавлено: 26 января 2021 г.
Уточкин И. С., Journal of Vision 2015 Vol. 15 No. 8 P. 1-14
Добавлено: 7 сентября 2015 г.
В эксперименте испытуемые запоминали объекты в условиях, когда они были ранее названы или одним словом, или двумя. Как оказалось, наличие двух слов привело к ухудшению запоминания индивидуальных свойств предметов, в отличие от условия с одним словом. Такой эффект интенции значения - спонтанной активацией категоризации в присутствии слова – впервые обнаружен на искусственном материале. ...
Добавлено: 2 января 2013 г.
Котов А. А., Дагаев Н. И., Психологические исследования: электронный научный журнал 2013 Т. 6 № 29
Эффект понятийной гибкости – включение в понятие признаков, нерелевантных для формируемой категории, и дальнейшее оперирование ими в случае необходимости. Как показали предыдущие исследования, эффект понятийной гибкости возникает в задачах на вывод признака и не возникает в задачах на классификацию. В последнем случае внимание к признакам объекта становится слишком сфокусированным на одном признаке. В настоящем исследовании ...
Добавлено: 21 июля 2013 г.
Котов А. А., Бангура М., Психология. Журнал Высшей школы экономики 2014 Т. 11 № 1 С. 164-173
В эксперименте мы изучали влияние предыдущих знаний на создание правил категоризации и их изменение при использовании. Мы модифицировали эксперимент Э.Висневски и Д.Медина (1994) и испытуемые должны были находить общие признаки у набора детских рисунков, а потом использовать их для категоризации новых изображений. Оказалось, что при категоризации на основе предыдущих знаний, в отличие от условий, когда ...
Добавлено: 22 июля 2013 г.
Тюрина Н. А., Уточкин И. С., Journal of Experimental Psychology: General 2019 Vol. 148 No. 4 P. 728-738
Добавлено: 21 июня 2018 г.
Котов А. А., Когнитивные исследования 2014 Т. 1
В статье представлен обзор современных исследований множественных систем научения. Больше всего внимания было уделено модели COVIS (Ashby et al., 1998), поскольку эта модель наиболее успешно среди других моделей множественных систем научения объясняет противоречивые результаты, полученные в классических моделях категориального научения и хорошо соотносится с закономерностями онтогенеза категориального научения и его нарушений при различных локальных поражениях ...
Добавлено: 15 декабря 2014 г.
Котов А. А., Котова Т. Н., Психологический журнал 2018 Т. 39 № 1 С. 57-69
Современные теории категориального научения разделяют научение простым правилам категоризации (на основе одного признака) и научение комплексным правилам (по совокупности признаков). В многочисленных экспериментах при использовании во время научения интерфери- рующих задач с разным содержанием было выявлено, что вербальная интерференция мешает нау- чению простым правилам категоризации, а невербальная интерференция затрудняет научение ком- плексным правилам категоризации. Однако ...
Добавлено: 14 февраля 2018 г.
Котов А. А., Современная зарубежная психология 2013 Т. 2 С. 19-28
В статье мы анализируем современные данные о влиянии речевых знаков на формирование понятий в младенческом возрасте. Мы доказываем, что влияние речи на процессы категоризации у младенцев касается всех характеристик понятийного мышления: обобщения, дифференциации, индивидуации и индуктивного вывода. На основании этого обзора мы выделяем две противоположные теоретические позиции, в рамках которых можно объяснить влияние речи на ...
Добавлено: 21 июля 2013 г.
Уточкин И. С., Юревич М. А., Journal of Experimental Psychology: Human Perception and Performance 2016 Vol. 42 No. 7 P. 995-1007
Добавлено: 24 октября 2014 г.
Котов А. А., Котова Т. Н., Психология. Журнал Высшей школы экономики 2013 Т. 10 № 3 С. 75-86
В эксперименте испытуемые запоминали объекты в условиях, когда они были ранее связаны с искусственными названиями. Как оказалось, названия привели к ухудшению запоминания отдельных свойств объектов, но лишь тогда когда они произносились испытуемыми вслух, но не привели, когда испытуемые названия вслух не произносили, а вместо этого произносились указания на месторасположение объектов. Данный результат обсуждается в отношении ...
Добавлено: 30 сентября 2013 г.
Лукьянов Е. А., Котов А. А., Теоретическая и экспериментальная психология 2018 Т. 11 № 2 С. 54-67
В данной работе мы изучали влияние формы организации обратной связи на выбор страте- гии категоризации при формировании новых категорий. Испытуемых распределяли в одно из двух условий на основе соотношения семантики слова и обратной связи: в ожидаемом условии при правильном ответе предъявляли слова из семантической группы «радость», а при неправиль- ном – из группы «грусть»; в ...
Добавлено: 8 октября 2019 г.
Котов А. А., Российский журнал когнитивной науки 2018 № 3 С. 1-18
Что помогает человеку формировать новые категории? В исследовании был реплицирован эффект влияния называемости частей объекта на научение новой категории (Zettersten & Lupyan, 2018): успешность нахождения визуального категориального признака (цветового оттенка) среди легко называемых цветовых оттенков была выше, чем среди оттенков с трудно называемым цветом. Дополнительно нами было показано, что данный эффект ограничен типом категориального правила: ...
Добавлено: 13 декабря 2018 г.
Уточкин И. С., Хвостов В. А., Wolfe J., Journal of Vision 2020 Vol. 20 No. 8 P. 1-22
Добавлено: 7 сентября 2020 г.
Кривошеина И. В., Котов А. А., Социальная психология и общество 2016 Т. 7 № 4 С. 5-18
Теория конструктов разного уровня Н. Либерман и Я. Троупа часто упоминается в англоязычных источниках по социальной психологии. При этом она используется для объяснения различных феноменов и в когнитивных исследованиях памяти, восприятия и категоризации. В статье описываются основные постулаты теории, касающиеся связи психологическоий дистанции и уровня конструкта. Представлены краткие описания и основные результаты ключевых исследований разных ...
Добавлено: 4 марта 2017 г.
Котов А. А., Носов А. В., Российский журнал когнитивной науки 2017 Т. 4 № 2-3 С. 39-48
В исследованиях, проводимых в рамках экологического подхода к познанию, показано, что при воспри- ятии предмета автоматически активируется моторная программа, связанная с предоставляемыми этим предметом возможностями (аффордансами). Проявляется эффект совместимости: в задаче категоризации предметов по нере- левантному для моторного действия признаку ответ той же рукой, которой выполнялось бы действие с предметом, дается быстрее, чем ответ другой ...
Добавлено: 14 февраля 2018 г.
Давыдов С. Г., Немудрова Т. А., Социология: методология, методы, математическое моделирование 2011 № 32 С. 104-123
Результаты количественного исследования российских геймеров были использованы для разработки и апробирования методики их сегментирования. В основу этой методики были положены различия в игровых практиках, отношении к играм, месте последних в социальной жизни опрошенных. Выделены и описаны пять групп респондентов: консерваторы, фанаты, интересующиеся, казуалы и виртуалы; анализируются различия в их игровом поведении. ...
Добавлено: 1 августа 2015 г.
Яковлев А. Ю., Уточкин И. С., Journal of Vision 2019 Vol. 19 No. 10 P. 105b-105b
Добавлено: 27 января 2020 г.
Малафеев А. Ю., Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия: Филология 2013 Т. 2 № 6 С. 140-144
В данной публикации рассматриваются некоторые методологические вопросы, актуальные для современной когнитивной лингвистики. Предлагаются возможные направления лингвокогнитивного анализа поэтического текста, представляющиеся перспективными: анализ процессов концептуализации и категоризации, а также категорий времени и пространства в частности. ...
Добавлено: 23 октября 2013 г.
Фаликман М. В., Уточкин И. С., Петербургский психологический журнал 2016 № 17 С. 104-124
В статье прослеживаются пересечения между постановкой проблемы внимания в классической психологии сознания и проблемами, обсуждаемыми в современной когнитивной психологии и нейронауке. Выделяется круг вопросов, связанных с разграничением того, что субъект может воспринять без участия внимания, а что требует его непосредственного вовлечения. Рассматриваются экспериментальные данные о восприятии сложных зрительных сцен и статистических характеристик множества одновременно предъявленных ...
Добавлено: 9 января 2017 г.
Котов А. А., Agrba L. B., Vlasosova E. F. и др., / Издательский дом НИУ ВШЭ. Series WP BRP "PSYCHOLOGY". 2015. No. 35.
Добавлено: 6 апреля 2015 г.
Im H. Y., Тюрина Н. А., Уточкин И. С., Attention, Perception and Psychophysics 2021 No. 83 P. 1050-1069
Добавлено: 28 июня 2020 г.