?
Language, Truth, and Logic
.
Вендланд А. Д.
Seyler F., Brick of Knowledge 2020
Мишель Анри (1922–2002) разработал радикально пересмотренный подход к феноменологии через критическое прочтение феноменологической традиции (в особенности Гуссерля и Хайдеггера). Анри называл свой подход «феноменологией жизни», а до этого «материальной феноменологией» или «радикальной феноменологией». Отчасти он находился под влиянием творчества Мен де Бирана. Возможно, наиболее характерной, а также наиболее противоречивой чертой феноменологии жизни Анри является то, ...
Добавлено: 18 февраля 2024 г.
Ищенко Н. И., / ИНИОН РАН. Серия № 53442 от 17.03.1998 "Деп. в ИНИОН РАН". 1998.
В данной статье освещается преемственность хайдеггеровского варианта феноменологической философии по отношению к гуссерлевскому. Рассматриваются предпосылки, обусловившие философский выбор М. Хайдеггера в пользу феноменологического метода Э. Гуссерля. Эти предпосылки суть следующие: 1) гуссерлево представление о феноменологическом созерцании; 2) феноменологическое положение об интенциональности познания; 3) гуссерлева теория материального априори и категориального созерцания; 4) трансцендентальный характер феноменологического познания. ...
Добавлено: 30 сентября 2013 г.
Ищенко Н. И., / ИНИОН РАН. Серия рег. № 53441 от 17.03.1998 "Деп. в ИНИОН РАН". 1998.
Характеризуя процесс трансформации тематического предмета гуссерлевой феноменологии в философии М. Хайдеггера, мы можем сказать, что решающим обстоятельством на пути преодоления позиций философии Гуссерля и определения нового предмета феноменологии явилось для Хайдеггера осознание приоритетной роли самого бытия по отношению к любому способу бытия (включая бытие сознания) и, как следствие, отказ от феноменологического (чистого) сознания как единственной почвы подлинного философского анализа ...
Добавлено: 30 сентября 2013 г.
Ищенко Н. И., В кн. : Философия. Язык. Культура (вып.4). Вып. 4.: СПб. : Алетейя, 2013. Гл. 4. С. 46-56.
Работа посвящена историко-философскому рассмотрению экзистенциально-аналитического исследования Мартина Хайдеггера. В работе показывается, что данное исследование ставит перед собой задачу концептуального преобразования онтологии в доктринальном и методологическом аспектах, являя собой попытку принципиально нового понимания традиционных проблем западноевропейской метафизики. ...
Добавлено: 19 ноября 2013 г.
Ищенко Н. И., В кн. : Философия. Язык. Культура. Вып. 6.: СПб. : Алетейя, 2015. Гл. 7. С. 82-97.
Данная работа посвящена проблеме рецепции феноменологической философии Э. Гуссерля в фундаментальной онтологии М. Хайдеггера. В работе выявляются те общие в системах обоих философов элементы, которые проясняют влияние феноменологии на становление исходных философских установок М. Хайдеггера, а именно гуссерлево представление о восприятии и интенциональности, материальном априори и категориальном созерцании, а также специфически гуссерлевская концепция трансцендентальной философии. ...
Добавлено: 15 марта 2016 г.
Хаас Э. К., Cosmos and History: Journal of Natural and Social Philosophy 2020 Vol. 16 No. 1 P. 218-247
The understanding of the unity of the world-in the human and natural sciences, and the arts-has remained steadfast from ancient metaphysics to contemporary phenomenology: the world is one accidentally and necessarily, as true and false, potentially and actually, and categorically. But these four ways of being one can be traced back to how unity is ...
Добавлено: 22 декабря 2019 г.
Кирсберг И. В., Философия и культура 2012 № 11 С. 29-38
В первой части статьи обосновано понимание богословия как не науки: по феноменологически выявляемым особенностям чувства в отличие от мышления показано ценностное, а не познавательное качество богословия. По особенностям взаимодействия чувства и мышления, соответственно с различением видов соподчинения ценности и знания, показана неоднородность богословия как дисциплины – с преобладанием ценностного. Таким же образом предусмотрено религиоведение – ...
Добавлено: 31 января 2013 г.
Чернавин Г. И., Horizon. Феноменологические исследования 2013 Т. 2 № 1 С. 28-47
В этой статье рассматриваются проблематика имманентной телеологии опыта в рамках трансцендентальной феноменологии, в том числе такие проблемы как наполнение интенции, адекватная очевидность, импликации разума в опыте. Отдельное внимание уделяется тематике Вещи, которая рассматривается как «регулятивная идея» и как τέλος. В статье также обсуждается синтез согласованности опыта и мысленный эксперимент по нарушению согласованности. В заключение будут ...
Добавлено: 14 октября 2014 г.
Крючкова С. Е., Научные труды Московского гуманитарного университета 2018 № 2 С. 63-72
В статье исследуется эвристический потенциал феноменологии Э. Гуссерля для решения проблемы Другого (другого Я), которая имеет важное значение для построения общей теории аргументации. ...
Добавлено: 26 июня 2018 г.
Лаврухин А. В., Мысль: Журнал Петербургского философского общества 2011 № 11 С. 32-51
В статье дан систематический сравнительный анализ философских концепций Э. Гуссерля, Ф. Брентано и представителей школы брентанистов. Критически переосмысляя попытку инкорпорировать феноменологический проект Гуссерля в концепцию Брентано и брентанистов, автор выявляет принципиальные методологические различия двух направлений и показывает формы проявления этих различий через анализ феноменов восприятия, идеации, представления, интенциональных предметов. Проделанный анализ позволяет прояснить вопрос о ...
Добавлено: 10 ноября 2014 г.
Михайловский А. В., Вестник РГГУ. Серия: Философия. Социология. Искусствоведение 2016 № 3 (5) С. 37-51
Исследование посвящено вопросу об эволюции взглядов Мартина Хайдеггера на технику в связи с его феноменологическим прочтением аристотелевского трактата «Физика» (B, 1). В статье показывается, что интерпретация отношения между понятиями physis и techne лежит в основе той концептуальной модели, которая ассоциируется с поздней мыслью Хайдеггера о современной технике, т.е. с концепцией двойственного характера техники как «величайшей ...
Добавлено: 27 сентября 2016 г.
Мирошниченко М. Д., Философские науки 2020 Т. 63 № 4 С. 46-63
Статья посвящена реконструкции обсервационной философии Александра Пятигорского в контексте противостояния двух версий трансцендентального проекта человека в мире. Первый проект акцентирует внимание на инвариантной, функциональной организации познающих систем, абстрагируясь от телесной, аффективной и феноменологической реализации этой организации. Второй, напротив, делает основную ставку на феноменологической перспективе опыта данности, всегда уже зависящего от того, чей это опыт и ...
Добавлено: 26 января 2020 г.
Филиппов А. Ф., В кн. : Жизнь ума. : СПб. : Наука, 2013. С. 492-515.
Понимание мышления у Арендт имеет специфические особенности. Мышление – это форма жизни ума, но такая, которая сродни «смерти при жизни». Воление, напротив, реализуется во внешнем мире, эта форма жизни ума, однако, характеризуется особым, открытым лишь сравнительно поздно и поначалу только богословами свойством: способностью приостанавливать воление волей. Это позволяет производить подробные сравнения философии Арендт, Хайдеггера и ...
Добавлено: 24 ноября 2013 г.
Баньковская С. П., Социологическое обозрение 2014 Т. 13 № 1 С. 171-175
Размышления над новой, новаторской, книгой известного этнометодлога Кеннета Либермана, которая представляет собой собрание его многолетних исследований и экспериментов, выполненных в стиле "теоретически-ориентированного исследования". Теоретическую основу этнометодологического экспериментирования (что уже само по себе нетрадиционно) составляют феноменологические (гуссерлианские) изыскания Либермана. В статье дана оценка перспектив развития такого рода теоретизирования в социологии. ...
Добавлено: 14 октября 2014 г.
Глебов О. А., В кн. : Мировоззренческая парадигма в философии: истина и ее имитация: [Электронный ресурс]: сборник статей по материалам XIV Международной научной конференции. : ННГАСУ, 2019.
В данной статье автор обосновывает возможность имитации истины основываясь на методологии и теории феноменологии и диалогической философии. ...
Добавлено: 2 марта 2020 г.
Рябушкина Т. М., Антиномии 2017 Т. 17 № 4 С. 7-23
Восприятие познающим субъектом независящей от него реальности, несмотря на историческое первенство и соответствие интуиции обыденного сознания, в процессе развития феноменологической теории познания утрачивает значение источника новизны содержаний сознания и основы всякого приобретенного знания. Основанием отрицания восприимчивости является невозможность установления соответствия между несвязанными чувственными данными и понятиями, выполняющими функцию единства. Полагание исходных связей результатов восприимчивости также ...
Добавлено: 8 июня 2017 г.
Финк О., Логос 2016 Т. 26 № 110 С. 47-60
Ойген Финк в своих «Элементах критики Гуссерля» обозначает ключевые затруднения, встающие на пути феноменологических исследований в философии. К их числу он относит: переплетенность моментов дескрипции, анализа и спекуляции; внефилософские предпосылки, вступающие в конфликт с претензией на беспредпосылочность; непродуманность отношения к философской традиции; противоречия между философским проектом и практикуемым методом; идолы (или оперативные понятия) феноменологического исследования, такие как «непосредственная данность», «допредикативный опыт», «строгая наука», ...
Добавлено: 15 октября 2016 г.
Малинкин А. Н., Вопросы философии 2015 № 11 С. 175-186
В фокусе сравнительного анализа – две фундаментальные проблемы методологий М. Шелера и К. Манхейма: обоснование нового социоцентрического способа мышления, представленного в социологии знания, и проблема объективности познания, связанная с отражением угрозы релятивизма. При различиях в базовых предпосылках и путях решения указанных проблем в воззрениях двух мыслителей обнаруживаются неожиданные существенные сходства. Они дают основания для изменения ...
Добавлено: 3 марта 2016 г.
Назмутдинов Б. В., Вопросы права и политики 2012 № 4
В статье подчеркивается, что ключевыми началами, обусловившими возникновение и развитие политико-правовых воззрений классиков евразийства (Н.Н. Алексеева, Л.П. Карсавина, Н.С. Трубецкого, П.Н. Савицкого и др.), стали, во-первых, социально-исторический и духовный контекст эмиграции, в котором формировалось евразийство, и, во-вторых, научное и идеологическое влияние их предшественников. В связи с этим анализируются воззрения славянофилов, Н.Я. Данилевского, К.Н. Леонтьева, П.И. ...
Добавлено: 13 марта 2013 г.
Демин М. Р., / Center for Philosophy of Science, University of Pittsburgh. Series PhilSci-Archive "An Archive for Preprints in Philosophy of Science". 2020.
Добавлено: 15 декабря 2020 г.
Щедрина И. О., Щедрина Т. Г., Вопросы философии 2022 № 12 С. 137-147
«Экспорт» интеллектуальной культуры или «трансфер идей» это одна из актуальнейших проблем философии. Траектории движения мысли очень трудно проследить в исторических контекстах. Архив эпохи становится фундаментом таких историко-философских исследований и требует, помимо всего прочего, осмысления эпистолярного наследия интеллектуалов. Мы представляем переписку двух русских ученых-гуманитариев Романа Осиповича Якобсона и Николая Ивановича Жинкина, которые принадлежали к одной «сфере ...
Добавлено: 4 ноября 2022 г.
Ищенко Н. И., Антиномии 2018 Т. 18 № 3 С. 27-46
Предметом исследования является хайдеггеровское экзистенциально-онтологическое рассмотрение феномена человеческого бытия (Dasein - «вот-бытия») как трансцендирующей структуры. В работе обосновывается вывод о том, что истолкование данного бытия в аспекте интенциональности сознания - то есть как «трансценденции» в понимании М. Хайдеггера - означает выход за пределы Гуссерлевой феноменологии. Так, поставив вопрос об интенциональности как о специфическом способе бытия (но не познания), Хайдеггер, в отличие от Э. Гуссерля, трактует последний не как акт, имманентный сознанию, ...
Добавлено: 21 октября 2018 г.