?
ЭТНИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ СТУДЕНТОВ
Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. 2012. № 4. С. 15-20.
Рассмотрены этнические особенности ценностных ориентаций студентов из разных регио-нов мира. Показано, что жизнь студентов из Латинской Америки и Средней Азии более целостна и осмысленна, чем жизнь студентов из Китая, Ближнего Востока и России. Латиноамериканские сту-денты в большей степени ориентированы на индивидуальность, самоуправление, а среднеазиат-ские — на коллективизм, контролируемость жизненных событий. Описывается гендерная специфика ценностных ориентаций студентов. Анализируются связи ценностных ориентаций студентов с базо-вым доверием миру, социальным и эмоциональным интеллектом, этнической идентичностью и толе-рантностью к представителям других этносов, со стратегиями преодоления стресса.
Ключевые слова: ценностные ориентацииэтническая идентичностьмежэтническая толерантностьvalue orientationsethnic identitysocial intelligenceсоциальный интеллектemotional intelligenceethnic toleranceсмысложизненные ориентациикопинг стратегииэмоциональный интеллектcoping strategiespurpose-in-lifecross-cultural adaptationethnic tensionмежкультурная адаптациямежэтничекая напряженность
Чеботарева Е. Ю., Journal of Educational and Social Research 2014 Vol. 4 No. 2 P. 170-174
Добавлено: 22 ноября 2017 г.
Чеботарева Е. Ю., Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика 2014 № 2 С. 13-17
В статье представлены результаты изучения связей субъективного благополучия с такими факторами межкультурной коммуникации, как этническая идентичность и коммуникативная толерантность, а также с некоторыми личностными чертами. Основную положительную роль в межкультурной коммуникации играет удовлетворенность людей получаемой ими социальной поддержкой, которая находится в обратной связи с проявлениями экстремистских форм этноидентичности и многих проявлений нетолерантности. Напротив, удовлетворенность повседневной ...
Добавлено: 22 ноября 2017 г.
Чеботарева Е. Ю., В кн. : СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ АДАПТАЦИЯ МИГРАНТОВ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ. Материалы 2-й Международной научно-практической конференции. : М. : Издательство "Перо", 2014. С. 181-187.
В вопросе адаптации мигрантов к новому социокультурному окружению одним из наиболее существенных аспектов является стиль поведения мигрантов, их способ взаимодействия с новым социокультурным окружением. С одной стороны, исследователи ведут поиск наиболее оптимального стиля. С другой стороны, активно осуждаются стилевые особенности адаптации мигрантов разных категорий.
В частности, студенты являются, хотя и весьма распространенной, но специфической категорией мигрантов, ...
Добавлено: 21 ноября 2017 г.
Кандыбович С. Л., Гайдамашко И. В., Российский психологический журнал 2017 Т. 1 № 14 С. 108-123
В статье представлено исследование этнической идентичности и этноаффилиативных мотивов у студентов коми-пермяков и русских. Этническая идентичность рассматривается как представления и установки индивида относительно его этнической группы. Активное осознание этнической идентичности происходит в юношеском и молодом возрасте, при этом большинство исследователей уделяют внимание динамике этнической идентичности в более младшем возрасте. По результатам ряда работ процесс обучения ...
Добавлено: 8 декабря 2017 г.
Чеботарева Е. Ю., Психологические исследования: электронный научный журнал 2015 Т. 8 № 39 С. 7-7
Статья посвящена анализу особенностей межкультурного взаимодействия представителей миноритарной культуры (на примере карелов) в связи с характеристиками коммуникативной личности субъектов этого взаимодействия. В исследовании не выявлено статистически значимых различий в стилях межэтнического взаимодействия карелов и русских. Обнаружены многочисленные связи между характеристиками коммуникативной личности и стилем межэтнического взаимодействия. Доказано, что речевые характеристики личности могут быть надежным источником ...
Добавлено: 21 ноября 2017 г.
Лепшокова З. Х., Альманах современной науки и образования 2012 Т. 11 № 66 С. 132-136
Статья раскрывает механизм взаимосвязи выраженности и позитивности этнической и гражданской идентичностей представителей принимающего населения и их аккультурационных ожиданий. В результате эмпирического исследования выяснилось, что высокий уровень позитивной гражданской идентичности связан с мультикультурной установкой по отношению к мигрантам, тогда как высокий уровень этнической идентичности связан с сегрегационной установкой по отношению к мигрантам. ...
Добавлено: 8 декабря 2012 г.
Учебное пособие разработано для программ повышения межкультурной компетенции подростков. Материал пособия направлен на развитие у школьников навыков межкультурного общения, формирования позитивного отношения к культурному разнообразию, преодоление межкультурных конфликтов через развитие толерантности и повышение культурной сензитивности.
В основу представленных учебных материалов положены результаты научных исследований положены результаты научных исследований, выполненных в рамках проекта РГНФ № 110600718а "Межэтническая ...
Добавлено: 23 ноября 2017 г.
Галяпина В. Н., Хожиев Ж. Ж., Культурно-историческая психология 2017 № 4 С. 15-27
В статье представлены результаты изучения влияния этнической, религиозной, гражданской (собственной) и российской идентичностей, этнических стереотипов на выбор мигрантами из Средней Азии в Московском регионе аккультурационных стратегий, а также влияние данных стратегий на их адаптацию. В исследовании участвовали 105 узбеков и 96 таджиков (N =201). Были использованы шкалы из опросника проекта MIRIPS. Путевой анализ в программе ...
Добавлено: 23 октября 2017 г.
В статье приводится обзор теоретических концепций, разработанных в развитие концепции языковой личности с целью исследования социальных и этнических аспектов данного понятия. Обсуждается ряд эмпирических положений, показывающих высокую теоретическую и практическую ценность этой концепции для понимания социальных характеристик языковой личности. Приводимые эмпирические данные доказывают, что личность многогранно реализует свою индивидуальность в речевой деятельности. Особое внимание уделяется ...
Добавлено: 18 ноября 2017 г.
Введение: Эмоциональный интеллект – ключевая способность современных руководителей, менеджеров по персоналу. В этом исследовании оценивался уровень эмоционального интеллекта студентов факультета менеджмента, обучающихся на специализации «Управление человеческими ресурсами» в НИУ «Высшая школа экономики» – Нижний Новгород. В исследовании приняло участие 78 студентов, из них 56 человек (71,79% от общей выборки) – студенты бакалавриата и 22 человека (28,21% ...
Добавлено: 24 июля 2018 г.
Корнилова Т. В., Чумакова М. А., Гаджиева Г. И., Психологические исследования: электронный научный журнал 2016 Т. 9 № 47 С. 9
Проведено кросс-культурное сравнение данных азербайджанской и российской выборок по методикам «Темная дюжина» и «ЭмИн». После установления конгруэнтности факторных структур опросников для двух выборок описана специфика показателей (в метрике латентных переменных) макиавеллизма, неклинических нарциссизма и психопатии и эмоционального интеллекта в зависимости от факторов пола, возраста, принадлежности к культурной выборке и их взаимодействий. Гипотеза о связи шкал эмоционального интеллекта со свойствами Темной Триады отвергнута ...
Добавлено: 21 сентября 2016 г.
Смоленск : Смоленский гуманитарный университет, 2014
Представлены доклады и сообщения, ставшие предметом обсуждения на Четвертой Международной научной конференции "Теоретические проблемы этнической и кросс-культурной психологии", прошедшей в Смоленске 30-31 мая 2014 г. В сборник вошли статьи ученых из России и зарубежных стран: Азербайджана, Беларуси, Болгарии, Израиля, Казахстана, Кореи, Литвы, Молдовы, Польши, Чехии, Украины, Узбекистана, в которых отражены результаты теоретических и эмпирических исследований ...
Добавлено: 1 июня 2014 г.
М. : Издательство "Перо", 2014
Уважаемые коллеги! Представляю вашему вниманию сборник материалов участников 2-й Международной научно-практической конференции «Социально-психологическая адаптация мигрантов в современном мире». В фокусе обсуждения которой оказался широкий спектр проблем, связанных с адаптацией мигрантов в современном мире. Это и проблемы адаптации детей-мигрантов в школе и ВУЗе, это и этнопсихологические проблемы адаптации мигрантов на постсоветском пространстве, это и методологические проблемы ...
Добавлено: 21 ноября 2017 г.
Васильева Е. Н., Нижегородское образование 2015 № № 2 С. 72-80
В статье рассматривается специфика этнических, социальных (толерантность) и семейных установок юношей 16-17 лет-представителей различных конфессий. Автор рассматривает сочетание данных установок как основу для формирования осознанной гражданской позиции и толерантности у учащихся в процессе школьного обучения. В результате анализа полученных данных, были определены характерные особенности этнической идентичности, специфика образа своей будущей семейной роли и уровень толерантности ...
Добавлено: 17 января 2016 г.
Лепшокова З. Х., Национальный психологический журнал 2021 Т. 42 № 2 С. 61-75
Контекст. Идентичность и контакты в исследованиях порой рассматриваются через призму заложенного в них конфликтогенного потенциала для межгрупповых отношений, приводящих к предубежденности и эксклюзии, особенно в обществах, в которых есть этнические группы с разным статусом. Тем не менее, все же есть определенные механизмы взаимодействия и идентификации, которые могут потенциально смягчить или свести на нет эти вредные ...
Добавлено: 18 июня 2021 г.
Медведева Т. И., Ениколопова Е. В., Зинченко О. О. и др., Психологические исследования: электронный научный журнал 2015 Т. 8 № 43 С. 10-12
Анализируется способность здоровых людей принимать решения, основанные на механизме эмоционального научения (гипотеза соматических маркеров Дамасио). Оценивается связь этого механизма с пониманием эмоционально значимых ситуаций из реальной жизни, использованием эмоций для регуляции деятельности. Рассматривается зависимость эмоционального научения от параметров регуляторных функций. Анализируется влияние склонности к риску и импульсивности на принятие решений. Использованы методики: «Игровая задача» (IGT), ...
Добавлено: 14 ноября 2015 г.
Агадуллина Е. Р., Котова М. В., Современная социальная психология: теоретические подходы и прикладные исследования 2012 № 4 С. 15-24
В статье рассматривается развитие подхода к объяснению коллективных действий. Последовательно излагаются три модели, демонстрирующие усложнение представлений о факторах, определяющих коллективные действия. В качестве основных факторов коллективного поведения в статье рассматривается социальная идентичность, групповой гнев, воспринимаемый успех коллективных действий, воспринимаемая несправедливость по отношению к ингруппе и выбор копинг стратегий. ...
Добавлено: 9 мая 2013 г.
Котова М. В., Вестник Университета (Государственный университет управления) 2013 № 23 С. 257-264
В современной отечественной исследовательской практике возрастает интерес к применению шкальных методик измерения этнической идентичности, особенно в масштабных опросах. Шкальные методики удобны для применения, однако уязвимы с точки зрения достижения конструктной валидности. В отечественных журналах не представлена дискуссия по применению и валидизации такого рода методик для изучения этнической идентичности. Настоящая статья содержит анализ зарубежного опыта по ...
Добавлено: 21 ноября 2013 г.
Рябиченко Т. А., Лебедева Н. М., Плотка И. Д., Культурно-историческая психология 2019 Т. 15 № 2 С. 54-64
В статье представлены результаты сравнительного исследования взаимосвязей различных видов социальной идентичности (этнической, гражданской и идентичности с местом) со стратегиями аккультурации (ассимиляцией и интеграцией) и показателями психологической адаптации (удовлетворенностью жизнью и самоуважением) русских в двух социокультурных контекстах — Латвии и Грузии. Участниками исследования стали 320 русских Латвии (M = 42,89; SD = 21,19) и 312 русских ...
Добавлено: 30 июня 2019 г.
Краснов Е. В., Чумакова М. А., Психология. Журнал Высшей школы экономики 2014 Т. 11 № 4 С. 37-55
Настоящая статья посвящена изучению регуляторной роли эмоционального интеллекта в принятии решений человеком в реальных жизненных ситуациях, раскрытию функциони- рования интеллектуально-личностного потенциала человека на материале методики эмо- ционального предвосхищения (МЭП). На выборке военных преподавателей (N = 79) при участии экспертов-психологов с применением техник качественного анализа данных раз- работана типология содержательных характеристик выборов. При этом нами диагностиро- ...
Добавлено: 9 ноября 2015 г.
Сысоева Т. А., Овсянникова В. В., Психология. Журнал Высшей школы экономики 2015 Т. 12 № 2 С. 160-171
В исследовании предпринята попытка изучить связь показателей эмоционального интеллекта со скоростью переработки эмоционально окрашенной информации. Вслед за зарубежными исследователями, проводящими параллель между психометрическим и эмоциональным интеллектом в отношении их связи со скоростью переработки информации, мы предполагаем, что в основе индивидуальных различий по эмоциональному интеллекту может лежать скорость переработки эмоциональной информации. В исследовании приняли участие 104 ...
Добавлено: 30 октября 2015 г.
Григорьев Д. С., Мир образования - образование в мире 2015 Т. 59 № 3 С. 75-85
В статье представлены результаты изучения влияния аккультурационных профилей мигрантов, а также разной продолжительности пребывания в принимающей стране на уровень их социоэкономической адаптации. Данные полученные в ходе социально-психологического опроса русскоязычных мигрантов в Бельгии были обработаны с помощью кластерного анализа, в результате чего были получены три группы мигрантов с соответствующими аккультурационными профилями: интеграционный, ассимиляционный и сепарационный. Было ...
Добавлено: 4 июля 2015 г.
Подольский А. И., Идобаева О. А., Образование личности 2017 № 4 С. 12-20
В статье представлено исследование связи самоотношения и ценностно-мотивационной направленности у делинквентных подростков в сравнении с нормативно развивающимися подростками. Преступность несовершеннолетних и молодежи во всем мире является одной из самых актуальных социальных проблем. Асоциальные формы поведения, привычки, приобретенные в раннем возрасте, при отсутствии коррекции в дальнейшем могут привести к глубокой деформации личности и росту рецидивной преступности. ...
Добавлено: 29 октября 2018 г.
М. : Российский университет дружбы народов, 2012
Представлены результаты исследования, показывающие, что что социальная креативность и жизнестойкость являются важными факторами самореализации личности в межкультурном пространстве. Способы данной самореализации также зависят от ситуации межкультурного взаимодействия. И в ситуации затрудняющей проявление собственной этничности этот процесс становится менее осознанным, более противоречивым, принимающим более экстремальные формы. Высокий уровень социальной креативности и жиззнестойкости помогают преодолеть эти сложности, сформировать ...
Добавлено: 18 ноября 2017 г.