?
Башня и пещера: о так называемом «платонизме» Метаморфоз Апулея
В статье обращается внимание на то, что платоновские реминисценции и аллюзии на диалоги и мысли Платона не делают роман и включенную в него сказку о Купидоне и Психее закодированным платоническим учением. Слишком многое Платону противоречит. Апулей не вуалирует широко известное учение в форме авантюрного романа и не пропагандирует его в столь неудобной форме. «Метаморфозы» несут собственное послание о художественной прозе как новом самостоятельном явлении. Апулей соединяет образы Платона с образами фольклора и мифа, иногда позволяя последним возобладать над первыми. Так платоновское представление о «любопытстве» или суетности как нарушении гармонии души перекрывается в романе мифологическим представлением о нарушении табу. Утверждение ценности искусства и вымысла показано, в частности, на сопоставлении «реальной» башни и горы и этой же башни и горы, попавшей в рассказ старухи. Творческая сила искусства предлагает неплатоновский путь к божественной красоте и бессмертию