?
Несторианский философ в коптской книжности: Ибн ат-Таййиб в пересказе Ибн ал-Ассаля
История философии. 2011. № 16. С. 265-280.
Энциклопедическое сочинение арабоязычного коптского автора XIII в. Ал‑Му’тамана Ибн ал-‘Ассāля «Mağmū‘ uṣūl ad-dīn wa-masmū‘ maḥṣūl al-yaqīn» – «Свод основ религии и внятная суть достоверного знания» – в восьмой главе содержит выдержку из «сочинения Ибн аï-Ṭаййиба, несторианина, с перечислением [различных] мнений людей о единстве и их доводов». Настоящая статья представляет собой источниковедческое исследование, рассматривающее использование коптскими книжниками трудов автора указанного трактата. Статья сопровождается русским переводом выдержки, приведенной Ибн ал-‘Ассāлем.
Приоритетные направления:
гуманитарные науки
Язык:
русский
Селезнев Н. Н., Вестник Российского государственного гуманитарного университета. Серия: История / Studia classica et mediaevalia 2011 Т. 76 № 14 С. 266-279
Энциклопедическое сочинение коптского автора XIII в. ал‑Му’тамана ибн ал-‘Ассāля «Mağmū‘ uṣūl ad-dīn wa-masmū‘ maḥṣūl al-yaqīn» – «Свод основ религии и внятная суть достоверного знания» – в четвертом разделе восьмой главы содержит краткое изложение «Книги общности веры», автор которой указан неопределенно: «Илия, митрополит Иерусалима,.. и [еще] говорили, что это [сочинение] ‘Алӣ ибн Дāвӯда». В статье рассматривается история ...
Добавлено: 2 октября 2017 г.
Селезнев Н. Н., Государство, религия, церковь в России и за рубежом 2010 № 3 С. 151-156
Энциклопедическое сочинение коптского автора XIII в. Му’тамана Ибн ал-‘Ассāля Mağmū‘ uṣūl ad-dīn wa-masmū‘ maḥṣūl al-yaqīn – «Свод основ религии и внятная суть достоверного знания» – в восьмой главе содержит выдержку из трактата «священника достойного Назифа ибн Йумна, врача багдадского, мелькита (да будет доволен им Бог!) – раздел из целого трактата о единстве, в котором он утверждал, ...
Добавлено: 3 октября 2017 г.
Селезнев Н. Н., М. : Грифон, 2018
«Книга общности веры» (араб. Kitāb iǧtimā‘ al-amāna) — произведение, созданное в средневековой Сирии в эпоху расцвета арабской культуры. Предложив свое видение главных вероучительных положений основных сообществ христианского Востока и принятых у них обычаев, автор трактата приходит к выводу, что между ними нет противоречия, которое делало бы их разделение непреодолимым, и что к противостоянию их побуждает ...
Добавлено: 25 февраля 2018 г.
Селезнев Н. Н., Символ. Журнал христианской культуры 2010 Т. 58 С. 34-87
Сочинение «Книга общности веры» (Kitāb iǧtimāʿ al-amāna) имеет своей целью примирение трех основных христианских конфессий, представленных в сирийской культуре: восточносирийских христиан (так называемых несториан), представителей западносирийской традиции (так называемых яковитов) и принадлежавших к византийской ортодоксии (так называемых мелькитов). По мнению автора трактата, если согласие будет достигнуто между этими направлениями, оно распространится и на другие, второстепенные, ...
Добавлено: 3 октября 2017 г.
Селезнев Н. Н., Вестник Русской христианской гуманитарной академии 2010 Т. 11 № 3 С. 28-38
В работах русских историков, посвященных истории старообрядчества, часто встречается ссылка на средневековое сочинение «Илии Гевери, несторианского митрополита», в котором содержится сообщение об использовании «мелькитами» двуперстия при совершении крестного знамения. Между тем, указанное произведение известно в двух редакциях, и в одной из них автором трактата назван ‘Али ибн Давуд ал-Арфади. Настоящая статья представляет собой источниковедческое исследование, ...
Добавлено: 3 октября 2017 г.
Селезнев Н. Н., Точки 2011 Т. 10 № 1-2 С. 45-53
Джирджис ал-Макӣн ибн ал-ʿАмӣд – египетский арабоязычный христианский историк XIII в. – фигура парадоксальная. Регулярно называемый «коптским автором», он не был коптом, а первая часть всеобщей истории, написанной этим автором, известным не только в восточнохристианской и мусульманской историографии, но и в западной науке со времени ее становления, по сей день известна лишь в рукописях. ...
Добавлено: 2 октября 2017 г.
Селезнев Н. Н., Волшебная гора 2016 Т. XVII С. 129-144
В настоящей публикации рассматривается текст первого собеседования Илии Нисивинского с мусульманским собеседником – везиром Абу-л-Касимом ал-Магрибӣ. Соблюдая почтительность
и демонстрируя расположение, играет на поле своего vis-à-vis, приводя аргументы и контраргументы со ссылками на Коран и мусульманские воззрения и практики. ...
Добавлено: 1 октября 2017 г.
Селезнев Н. Н., Государство, религия, церковь в России и за рубежом 2015 Т. 33 № 2 С. 161-181
Историки экуменизма обыкновенно датируют его оформление началом XX в., указывая в качестве «символического начала» на Всемирную миссионерскую конференцию, состоявшуюся в Эдинбурге в 1910 г. Поиски зарождения экуменической мысли приводят исследователей в предшествующие столетия, до XV-XVI вв. Однако известны восточные источники, свидетельствующие о том, что экуменическая парадигма экклесиологической мысли, типологически соответствующая той, которая сложилась в XX ...
Добавлено: 29 сентября 2017 г.
Селезнев Н. Н., Scrinium: Journal of Patrology and Critical Hagiography 2013 Vol. 9 P. 382-398
Добавлено: 30 сентября 2017 г.
Селезнев Н. Н., Точки 2012 Т. 11 № 1-4 С. 415-424
Аугсбургский медик и натуралист Леонхарт Раувольф (1535–1596) известен широкому кругу читателей в основном как первый европеец, сообщивший о существовании кофе. О приготовлении и употреблении этого напитка он рассказал в записках о своих путешествиях по странам Леванта и Месопотамии – «Aigentliche Beschreibung der Raiß, so er vor diser Zeit gegen Auffgang inn die Morgenländer»1. Это путешествие ...
Добавлено: 30 сентября 2017 г.
Селезнев Н. Н., Исторический вестник 2017 № 20 С. 294-307
Особенное внимание в настоящей публикации уделяется части седьмого раздела «Собеседований», посвященной отношениям христиан и мусульман. После вводной статьи вниманию читателей предлагается русский перевод этой части. ...
Добавлено: 11 октября 2017 г.
Селезнев Н. Н., Вестник Российского государственного гуманитарного университета. Серия: Востоковедение. Африканистика 2011 № 2 С. 221-231
Традиция сиро-палестинских мелькитов проявилась в истории восточного христианства тем, что сформировала своеобразный тип письма и создала на языке палестинских христиан-арамеев, бывших идейно-политическими сторонниками Византии, письменные памятники, в наше время привлекающие пристальное внимание исследователей. Вместе с тем, эта традиция не сохранилась, растворившись в арабоязычном христианстве. Данная статья представляет собой исторический анализ причин становления и исчезновения этой ...
Добавлено: 2 октября 2017 г.
Селезнев Н. Н., Символ. Журнал христианской культуры 2012 Т. 61 С. 280-300
В статье Н.Н. Селезнева предлагается обзор сирийских и арабских источников, сообщающих о дипломатической миссии католикоса Церкви Востока Ӣшōʿйава II к императору Ираклию, предпринятой по инициативе персидских властей. С опорой на собранные свидетельства автор анализирует последствия имевшего место в Алеппо «общения Церквей» в контексте объединительной церковной политики византийского императора и Константинопольского патриарха, основанной на исповедании «единой ...
Добавлено: 30 сентября 2017 г.
Селезнев Н. Н., Волшебная гора 2012 Т. XVI С. 34-41
Абу Зайд Хунайн ибн Исхк ал-ʿИбади (809–873/7) — один из наиболее знаменитых учёных в истории сиро-арабского христианства. Как видно по его нисбе «ал-ʿИбади», Хунайн принадлежал к арабской общине ʿИбад в ал-Хире, центре династии Лахмидов. Отец Хунайна был аптекарем, что способствовало раннему проявлению интереса Хунайна к медицине. Будучи членом сироязычной общины Церкви Востока, он был поставлен ...
Добавлено: 2 октября 2017 г.
Селезнев Н. Н., , in : «Рассыпанное» и «собранное»: стратегии организации смыслового пространства в арабо-мусульманской культуре. : М. : ООО "Садра", 2015. Ch. 5. P. 122-135.
Книга общности веры (Kitāb iǧtimāʿ al-amāna) представляет собой экуменический трактат, имеющий своей целью примирение трех основных конфессий восточного христианства: «несториан», «мелькитов» и «яковитов». Это произведение известно в двух редакциях, в одной из которых оно приписано Илие ал-Джаухарӣ, тогда как в другой, отражающей, по-видимому, оригинальную атрибуцию, его автором назван ʿАлӣ ибн Дāвӯд ал-Арфāдӣ. Русские исследователи церковной ...
Добавлено: 1 октября 2017 г.
М. : РАНХиГС, 2015
Главная тема для настоящего выпуска — государства и межконфессиональные связи на христианском Востоке. О том, что христианства не безразлично отношение к государственности, известно уже с первых страниц Евангелия. Евангелисты указывают, что Иисус родился «во дни царя Ирода» и что святое семейство подчинилось повелению «от кесаря Августа» о переписи. Политика Римской империи во многом определяла судьбы ...
Добавлено: 29 сентября 2017 г.
Селезнев Н. Н., Символ. Журнал христианской культуры 2009 Т. 55 С. 389-395
Католикос-Патриарх Илия III, известный также под своим мiрским именем ʼАбу Халим ибн ал-Хадиси родился в г. Маййафарикин (совр. Сильван в Турции) в 1108 году, был митрополитом Нисивинским, затем, с 25 января 1176 года (3-го воскресенья по Богоявлению 1487 года эры греков и 571 года хиджры), – Католикос-Патриарх Церкви Востока. Службу его патриаршего поставления возглавил митрополит пользовавшейся особым ...
Добавлено: 8 октября 2017 г.
Селезнев Н. Н., История философии 2013 № 18 С. 248-267
Джирджис ал-Макӣн ибн ал-ʿАмӣд – арабоязычный христианский историк XIII века, известный не только в восточнохристианской и мусульманской историографии, но и в западной науке со времени ее становления. Однако первый том его известного труда – ал-Маджмӯʿ ал-мубāрак («Благословенное собрание») – по сей день остается неизданным. В настоящем исследовании рассматривается раздел этого произведения, посвященный Александру Великому и ...
Добавлено: 30 сентября 2017 г.
Селезнев Н. Н., Историко-философский ежегодник 2012 Т. 2011 С. 313-329
В критическом разборе христианской догматики, предпринятом известным мусульманским полемистом из Андалусии Ибн Хазмом (994–1064) содержится раздел о Боговоплощении, в котором он дает обзор вероучительных расхождений христианских сообществ. Как и ряд других мусульманских авторов, он выделяет три основные конфессии: «мелькитов», «яковитов» и «несториан». В число «мелькитов», таким образом, попадали как греки–халкидониты, так и придерживавшиеся халкидонского вероопределения ...
Добавлено: 30 сентября 2017 г.
Селезнев Н. Н., Вестник РГГУ. Серия: История. Филология. Культурология. Востоковедение 2015 № 3 С. 9-20
В статье рассматривается пример христианского апологетического дискурса, представленного в несторианской богословской энциклопедии – сочинении, написанном на арабском языке в средневековой Месопотамии. Автор этого сочинения иллюстрирует свой трактат о любви примерами самоотверженности пророков, в частности, Авраама и Иова (ср. отсылки к тем же примерам в Коране, сура 38) и затем возводит свою мысль к Самопожертвованию Христа. ...
Добавлено: 30 сентября 2017 г.
Селезнев Н. Н., Религиоведение 2006 № 3 С. 16-27
Книга Гераклида: Находясь в ссылке, Несторий составил апологию, надписав ее, с целью уберечь от сожжения, именем Гераклида Дамасского. Это сочинение, еще известное Евагрию Схоластику (536-594), в оригинале до нас не дошло, однако оно сохранилось в традиции сирийского Востока в сирийском переводе. ...
Добавлено: 3 октября 2017 г.
Селезнев Н. Н., Символ. Журнал христианской культуры 2009 Т. 55 С. 257-286
Имя константинопольского епископа Нестория, вокруг которого в 431 г. разгорелся «вселенский скандал»1, вскоре стало служить символом, определяющим разные позиции в церковно-политическом и вероучительном контекстах, и оставалось таким символом на протяжении всей последующей истории, вплоть до наших дней. ...
Добавлено: 3 октября 2017 г.
Ден Хайер Й., Государство, религия, церковь в России и за рубежом 2015 Т. 33 № 2 С. 118-139
В статье предлагается анализ, направленный на контекстуализацию археологических, иконографических и эпиграфических данных, полученных главным образом в 90-е гг. XX в. в ходе исследований, проводившихся в Дейр ас-Сурйан («Монастыре сирийцев») в Вади-н-Натрун, между Каиром и Александрией. Особое внимание уделяется историческим связям между египетским (коптским) и сирийским христианскими сообществами, как в указанном монастыре, так и в Каире и в ...
Добавлено: 14 октября 2017 г.