?
Социально-психологическая обусловленность групповой осознанности в организациях
Цель. В статье излагаются итоги теоретического и эмпирического изучения орга-
низационной и социально-психологической детерминации групповой осознанности. Этому
феномену традиционно отводится роль точки отсчёта при изучении управленческих практик,
позволяющих командам и организациям работать фактически в «безошибочном» режиме в
условиях неопределённости. Метод. Предлагаются инструменты для изучения уровня групповой
осознанности и её личностных, социально-психологических (межличностные, групповые, меж-
групповые) и организационных детерминант в командах и компаниях. Центральное понятие
исследования «групповая осознанность» было операционализировано посредством перевода
исходного теоретического концепта, то есть пяти основных её аспектов («сосредоточенность
на ошибках», «отказ от упрощений», «внимательность к бизнес-процессам», «устойчивость»,
«децентрализация процессов принятия решений») в показатели пяти шкал авторской методики
исследования «Групповая осознанность в организации». Для этого опросник «Organizational
Mindfulness, OM» (Ray et al., 2011), изначально предназначенный для изучения групповой осоз-
нанности в бизнес-школах, был переведён на русский язык, сокращён и модифицирован для
русскоязычной выборки управленцев. Всего в исследовании приняли участие 402 менеджера
из сферы консалтинга, информационных технологий, добычи и переработки углеводородов
(201 мужчина и 201 женщина) в возрасте от 23 до 45 лет. Полученные данные были подвер-
гнуты регрессионному анализу. Проанализированы пять регрессионных моделей. Результаты.
Процессы групповой осознанности обусловлены степенью выраженности коллективизма в
организационной культуре изученных предприятий (значения коэффициента детерминации
варьируются от .17 до .327). Такие социально-психологические факторы, как поддержка со
стороны руководства и коллег, доверие к коллегам и руководителю обусловливают по три пока-
зателя групповой осознанности каждый. Высокий уровень групповой осознанности сочетается
с низким уровнем рефлексивности, что может свидетельствовать о неготовности сотрудников
включаться в рефлексивные практики, несмотря на наличие необходимых организационных
условий. Ценность результатов. Статья приглашает исследователей для дальнейшего изучения
групповой осознанности в организациях. Однако для того чтобы превратить концептуальный
подход в действительно ценный инструмент, потребуется дальнейшее существенное совершен-
ствование методологии. Это открывает поле для исследователей в области психологии, социо-
логии и других общественных наук.