?
Хайдеггер и Аристотель о techne и physis. Cтатья вторая. «Подлинная техника»
Вестник РГГУ. Серия: Философия. Социология. Искусствоведение. 2017. № 1 (7). С. 36-46.
В статье рассматривается понятие Хайдеггера о «подлинной технике» в связи с его интерпретацией аристотелевского различия physis и techne. Выдвигается гипотеза о том, что три концептуальных комплекса «забота – работа – techne/техника» можно считать точками кристаллизации Хайдеггеровской мысли конца 1920-х – начала 1930-х гг., сопряженными между собой систематической линией.
Научное направление:
Философия, этика, религиоведение
Язык:
русский
Ключевые слова: устойчивостьAristotleАристотельMartin HeideggerМартин Хайдеггерphilosophy of technologyфилософия техникиэкологическая этикаphysistechnemodern technologyphysistechneсовременная техникаenvironmental ethics
ПУБЛИКАЦИЯ ПОДГОТОВЛЕНА ПО РЕЗУЛЬТАТАМ ПРОЕКТА:
Михайловский А. В., Вестник РГГУ. Серия: Философия. Социология. Искусствоведение 2016 № 3 (5) С. 37-51
Исследование посвящено вопросу об эволюции взглядов Мартина Хайдеггера на технику в связи с его феноменологическим прочтением аристотелевского трактата «Физика» (B, 1). В статье показывается, что интерпретация отношения между понятиями physis и techne лежит в основе той концептуальной модели, которая ассоциируется с поздней мыслью Хайдеггера о современной технике, т.е. с концепцией двойственного характера техники как «величайшей ...
Добавлено: 27 сентября 2016 г.
Михайловский А. В., В кн. : М. Хайдеггер: pro et contra. Рецепция и трансформация идей Мартина Хайдеггера в русской философской мысли. : СПб. : Издательство Русской христианской гуманитарной академии, 2019. Гл. 4.7. С. 625-649.
Исследование посвящено вопросу об эволюции взглядов Мартина Хайдеггера на технику в связи с его феноменологическим прочтением аристотелевского трактата «Физика» (B, 1). В статье показывается, что интерпретация отношения между понятиями physis и techne лежит в основе той концептуальной модели, которая ассоциируется с поздней мыслью Хайдеггера о современной технике, т.е. с концепцией двойственного характера техники как «величайшей ...
Добавлено: 29 сентября 2020 г.
Михайловский А. В., Философия. Журнал Высшей школы экономики 2022 Т. 6 № 3 С. 315-333
Настоящая статья представляет собой развернутое предисловие, посвященное не столько реконструкции взглядов немецкого философа Ханса Блюменберга (1920–1996) на технику, сколько контекстуализации его раннего эссе «Отношение природы и техники как философская проблема» (1951), которое интересно еще и тем, что может рассматриваться как фрагмент незавершенного проекта под названием «Geistesgeschichte der Technik». Исследование показывает укорененность Блюменберга в дискуссиях вокруг ...
Добавлено: 28 октября 2022 г.
Дидикин А. Б., Schole. Философское антиковедение и классическая традиция 2016 Т. 10 № 2 С. 490-494
В статье автор на основе серии статей Г. Кельзена раскрывает сущность нормативистской интерпретации философских и правовых идей Аристотеля. ...
Добавлено: 6 февраля 2018 г.
Даровских А. А., Вестник Русской христианской гуманитарной академии 2013 Т. 14 № 3 С. 135-142
На основании анализа 4-й главы трактата Немесия Эмесского «О природе человека» автор делает попытку проследить источник сложившегося представления о формировании человеческого тела из четырех соков: крови, слизи, желтой и черной желчи. Изучение текстов Гиппократа, Аристотеля и Галена дает основание выдвинуть предположение о источнике и характере столкновения пангенетической и эпигенетической теорий во взглядах Немесия на природу ...
Добавлено: 19 февраля 2018 г.
Павлов И. И., Вопросы философии 2024 № 3 С. 105-115
Статья посвящена рассмотрению философии природы, представленной в лекционном курсе «Лес (hyle)» Владимира Бибихина, в контексте философии постгуманизма и современной критики технической эксплуатации природы в целом. Автор указывает, что помещение «Леса» в рамку данной проблематики является перспективным направлением актуализации мысли русского философа, поскольку ключевые идеи постгуманизма – критика антропоцентризма и переосмысление отношений человека и природы в ...
Добавлено: 7 марта 2024 г.
Павлов А. В., Социологическое обозрение 2022 Т. 21 № 1 С. 264-283
Статья посвящена историко-философскому исследованию книги «Город и человек», опубликованной политическим философом Лео Штраусом в 1964 году. Автор, осно¬вываясь на большом количестве материала, пытается ответить на вопрос о том, какое место занимает книга в творческом наследии Штрауса, а также предлагает собствен¬ное прочтение данной работы. Отмечая, что «Город и человек» по большей части счи¬тается маргинальной в сравнении ...
Добавлено: 28 октября 2022 г.
Павлов А. В., Афанасов Н. Б., Логос 2015 Т. 25 № 6 С. 45-67
Текст является кратким введением в политическую философию теолога и философа Марсилия Падуанского, изложенную им главным образом в трактате «Защитник мира», а также попыткой описать эту одну из первых
светских политических теологий. Авторы доказывают недостаточную исследованность учения мыслителя и поэтому обращаются к самым основам его идей, которые обычно скрываются в тени его практической деятельности: Марсилий участвовал в ...
Добавлено: 24 февраля 2016 г.
Панченко Д. В., Логико-философские штудии 2018 Т. 16 № 4 С. 377-393
Древняя аргументация шарообразности Земли, на первый взгляд, кажется превосходно разработанной. На деле, однако, ни один из используемых доводов не является по-настоящему убедительным. Большинство из них не учитывает те принципы, на которых была выстроена система Анаксимена. Исключением является довод, отсылающий к очертаниям тени во время лунных затмений. Однако само объяснение лунных затмений долгое время оставалось в ...
Добавлено: 14 февраля 2019 г.
Ямпольская А. В., История философии 2015 Т. 20 № 1 С. 237-258
В статье анализируется проблема истины у Хайдеггера и Койре на материале интерпретации тем и другим «Государства» Платона. Хайдеггер прочитывает «Государство» прежде всего как миф о сокрытии и несокрытости, в котором раскрывается мышление бытия. Хайдеггеровское определение истины как несокрытости приводит его к выводу о том, что ложное не есть обман, искажение или уничтожение истины, но «храняющее ...
Добавлено: 20 октября 2015 г.
Cham : Birkhäuser, 2024
Добавлено: 31 августа 2023 г.
Алиева О. В., Платоновские исследования 2015 Т. 2 С. 256-273
Исследование Джеймса Х. Коллинза (Университет Южной Калифорнии) посвящено становлению жанра философского протрептика (προτρεπτικὸς λόγος) в период классической античности (IV в. до Р.Х.). Книга содержит теоретическое введение (с. 1–44) и две части, посвященные протрептикам Платона (с. 45–182) и Исократа (с. 183–241). В эпилоге (с. 242–264) автор рассматривает «Протрептик» Аристотеля. ...
Добавлено: 11 мая 2015 г.
Риттер И., Городские исследования и практики 2022 Т. 7 № 1 С. 75-83
Классическая работа Иоахима Риттера «Большой город» посвящена критическому анализу философско-теоретической позиции, основанной на отрицании городской цивилизации. Работа была написана, в частности, в контексте возрастающей популярности идей Мартина Хайдеггера, пронизанных—на всех этапах его творчества—культур-крити- кой городской цивилизации. Неприятие или «донос» на город и его цивили- зационные достижения—отличительная особенность философии Фридриха Ницше, Освальда Шпенглера и многих других ...
Добавлено: 30 марта 2022 г.
Михайловский А. В., Социологическое обозрение 2018 Т. 17 № 2 С. 62-86
Мартин Хайдеггер представляет собой редкий тип философа XX в., вся мысль которого строится как отрицание научного стиля размышлений и академического письма. Принципиальное значение эзотерического жеста хайдеггеровской философии заключается в том, что он не только служит ключом к пониманию всей архитектоники Полного собрания сочинений, но и позволяет заново поставить вопрос о статусе истины в ситуации современного ...
Добавлено: 11 июля 2018 г.
Глухов А.А., Художественная культура 2013 № 1
В статье предлагается обзор позиций известных философов (Платон, Беньямин, Хайдеггер, Деррида) по проблеме власти искусства. Несмотря на существенные различия между своими подходами к искусству, эти мыслители интересовались одинаковым кругом вопросов и проблем. Этот контекст помогает по-новому взглянуть на суровую критику, которой искусство подверглось у Платона. В его критике нет ничего особенного, скорее это типичный философский ...
Добавлено: 17 мая 2013 г.
Макарова И. В., Платоновские исследования 2017 Т. 7 № 2 С. 127-146
В данной статье рассматривается вопрос о происхождении философского мифа о пещере, приведенного в диалоге Цицерона De natura deorum (II, 95-96), а также делается попытка его интерпретации. Цицерон утверждает, что автором этого мифа является Аристотель, но не сообщает названия текста, в котором этот миф присутствует. Принято считать, что миф о пещере излагался в несохранившемся диалоге Аристотеля ...
Добавлено: 27 января 2018 г.
Шейнов Т. Г., Человек 2023 Т. 34 № 6 С. 48-64
Важнейшая проблема современной политической философии — утрата политикой независимости от других сфер человеческой деятельности. С начала прошлого века философы стремились обосновать уникальность политического бытия и обновить современный политико-философский словарь путем переопределения категорий античности (напр. τὸ ᾰ̓γᾰθόν, φῐλία, παρρησία и др.). Статья посвящена подходу к реабилитации политической сферы, основанному на политико-философском опыте древних греков. Теоретической основой ...
Добавлено: 6 декабря 2023 г.
Воскобойников О. С., ournal of Medieval and Humanistic Studies 2014 No. 27 P. 73-96
An anonymous Italian quodlibet (ca. 1310) discusses the posthumous fate of Aristotle, with arguments pro and contra. In spite of the apparently decisive denial of his having any hope of paradise, the questio leads us down some other avenues of the history of ideas and mentalities of the scholastic age. During the 13th century, the figure of Aristotle, ...
Добавлено: 8 сентября 2015 г.
Макарова И. В., Философия. Журнал Высшей школы экономики 2018 Т. II № 1 С. 11-32
В статье рассматривается один из атрибутов деятельного ума — ἕξις, а также
сравнение деятельного ума со светом. В трактате «О душе» (III.) Аристотель, уподобляя
деятельный ум свету, характеризует его как «некое свойство» (ὡς ἕξις τις). Именование
деятельного ума как ἕξις и его сравнение со светом рождает двоякую сложность.
() Можно ли, будучи свойством (как переводится ἕξις в русском варианте ...
Добавлено: 10 июля 2018 г.
Михайловский А. В., Эпистемология и философия науки 2019 Т. 56 № 3 С. 225-233
В статье рассматривается масштабный итоговый труд Ханса Позера «Homo creator» (2016), представляющий философию техники в контексте онтологических, эпистемологических и этических проблем современной философии. ...
Добавлено: 5 ноября 2019 г.
Карпенко И. А., Философия. Журнал Высшей школы экономики 2017 Т. 1 № 4 С. 229-238
В статье дается обзор творческой эволюции и некоторых ключевых концепций известного отечественного логика Александра Степановича Карпенко (1946-2017), в течение семнадцати лет занимавшего должность заведующего сектором логики Института философии РАН. Акцент делается на его философских интересах последних лет, в частности, анализируется важнейшая для него идея множества возможных миров. Так же, автор берёт на себя смелость отмечать ...
Добавлено: 15 марта 2018 г.
Новиков Д. В., Русский журнал 2011 № 05 05 11
Место смерти как особого пограничного концепта в современной философии. Парадоксальное функционирование семантики и прагматики концепта в философском дискурсе как условие философской речи. Связь образа и речи в «событии» смерти. ...
Добавлено: 24 марта 2014 г.
Ганжа А. Г., Социология власти 2019 № 3 С. 119-139
Мир животных в позднесоветской культуре рассматривается как пример «воображаемого мира», в основе которого лежит не историческая взаимосвязь фактов, а перформативные практики демонстрации и созерцания вещей и их знаков. Тому, что в рассматриваемый период в сфере культурной колонизации «живой природы» историчность вытесняется перформативностью, способствует традиция русской литературной анималистики. В этой традиции животное не лишено субъектности/агентности, однако ...
Добавлено: 25 ноября 2019 г.