?
Plato’s Theory of Language: the Isomorphism of Kosmos and Logos in the Timaeus
Problemos. 2017. No. 91. P. 128-140.
Плешков А. А.
Научное направление:
Философия, этика, религиоведение
Приоритетные направления:
гуманитарные науки
Язык:
английский
Ключевые слова: метафизикаПлатонтеория языкаmetaphysicsPlatotheory of language"Тимей"the Timaeuslanguage naturalismlanguage conventionalismлингвистический конвенционализмлингвистический натурализм
ПУБЛИКАЦИЯ ПОДГОТОВЛЕНА ПО РЕЗУЛЬТАТАМ ПРОЕКТА:
Плешков А. А., Платоновские исследования 2016 Т. 5 № 2 С. 279-289
В статье рассматриваются ключевые идеи книги Сары Броди «Nature and Divinity in Plato’s Timaeus» (Cambridge: Cambridge University Press, 2012) в контексте современных исследований платоновского диалога «Тимей». Вслед за изложением основных положений книги предлагается анализ теоретико-методологических и метатеоретических установок автора книги, значимых для целостной реконструкции смысла и образа диалога. ...
Добавлено: 30 октября 2016 г.
Плешков А. А., Платоновские исследования 2019 № 2 С. 11-41
Статья посвящена вопросу об отношении материи ко времени в «Тимее» Платона. Если вечность — это ключевая характеристика идей, а время — мира, то каков темпоральный статус материи? С одной стороны, она существует до устроения космоса, а значит до и вне времени. С другой стороны, материя — принципиально иная идеальной парадигме, а значит не может быть ...
Добавлено: 19 ноября 2019 г.
Плешков А. А., Вестник Русской христианской гуманитарной академии 2013 Т. 14 № 3 С. 216-223
В статье предложена интерпретация «философии времени» в текстах Платона и Плотина. Основываясь как на внимательном историко-философском, так и на историко-семантическом анализе, автор выдвигает тезис об онтологической постановке темпоральной проблематики у обоих авторов. Время (χρόνος) и вечность (αἰών) рассматриваются как специфические модусы существования, характерные для различных областей бытия. ...
Добавлено: 4 ноября 2013 г.
Алиева О. В., Платоновские исследования 2020 Т. 13 № 2 С. 354-362
Рецензент отмечает, что книга вносит заметный вклад в изучение интеллектуальной истории Греции в классический и римско-эллинистический периоды, позволяя по-новому взглянуть на первую европейскую школу. Во-первых, уточняется физическое устройство Академии на основании новейших археологических данных. Во-вторых, затрагивается вопрос о публичной репрезентации философии как социальной практики. Далее, подробно рассматриваются внутреннее устройство и функционирование Академии как научной и ...
Добавлено: 24 декабря 2020 г.
Прокопов К. Е., Schole. Философское антиковедение и классическая традиция 2019 Т. XIII № 1 С. 294-306
Corpus Platonicum, наряду с трагедиями классического периода и трактатом «О священной болезни» гиппократовского корпуса, дает обширные свидетельства об античной магии V-IV вв. Из этих источников мы узнаем, что тот, кто практиковал магию, обыкновенно именовался как ἐπῳδός — «заклинатель», γόης — «колдун» или «чародей», μάγος — «маг», φαρμακεύς — изготовитель различных снадобий. Названиями для самих магических ...
Добавлено: 16 января 2019 г.
Шичалин Ю. А., Глухов А. А., Греко-латинский кабинет, 2000
Новое издание диалога Платона "Апология Сократа" с параллельным древнегреческим текстом. Пер. М.С.Соловьева, вступительная статья и примечания Ю.А.Шичалин, А.А.Глухов ...
Добавлено: 6 апреля 2017 г.
Водолазов Г. Г., Общественные науки и современность 2005 № 6 С. 128-134
Продолжение публикации, начатой в предыдущем номере. Приводятся второе-четвертое "письма Сократа Платону". Во втором письме Сократ объясняет, почему он отказался от защиты Лисия на суде и решил защищаться сам. Он расценивал свое последнее выступление на суде как завещание человечеству – нынешнему и будущему. Кроме того, у него никогда не было такой большой аудитории сограждан, пришедших послушать ...
Добавлено: 31 марта 2013 г.
Малинкин А. Н., Вопросы философии 2015 № 11 С. 175-186
В фокусе сравнительного анализа – две фундаментальные проблемы методологий М. Шелера и К. Манхейма: обоснование нового социоцентрического способа мышления, представленного в социологии знания, и проблема объективности познания, связанная с отражением угрозы релятивизма. При различиях в базовых предпосылках и путях решения указанных проблем в воззрениях двух мыслителей обнаруживаются неожиданные существенные сходства. Они дают основания для изменения ...
Добавлено: 3 марта 2016 г.
Глухов А. А., ΣΧΟΛΗ. Ancient Philosophy and the Classical Tradition 2019 Vol. 13 No. 2 P. 513-536
В статье излагается исторический контекст «реверсивной» («трагической») концепции истины. Благодаря аттической драме Платона смог подступиться к проблеме конфликта своего блага и справедливости. Преодолевая недостатки трагических представлений, он пришел к пониманию человеческой реальности как сложного сюжета, чреватого внезапной полной переменой. Философское решение Платона включало два шага: рождение собственного нарратива о благе и верификацию этого нарратива через ...
Добавлено: 10 октября 2019 г.
Доддс Э., Герменея 2013 № 5
Данная работа является переводом одного из ключевых текстов английского исследователя Эрика Доддса. В данной работе представлена интерпретация диалога Платона «Парменид», которая впоследствии была признана классической. ...
Добавлено: 12 декабря 2013 г.
Павлов И. И., Вопросы философии 2019 № 10 С. 122-131
В статье рассматривается полемика Василия Розанова и Николая Бердяева о соотношении Христа и мира, имевшая место на заседаниях Религиозно-философского общества в Санкт-Петербурге. Автор помещает эту полемику в современный контекст дискуссий о роли метафизики в спорах о религии, связанных с постсекулярной ситуацией. Реплика Розанова и ответ Бердяева анализируются не как образец «экзотичной» русской религиозной философии, построенной ...
Добавлено: 29 октября 2019 г.
Плешков А. А., Историко-философский ежегодник 2014 С. 29-52
Согласно наиболее распространенному среди историков философии мнению, Платон производит философскую концептуализацию понятия aiōn, употребляя его в значении «вечность» и подразумевая бесконечность и вневременность. Тем не менее внимательный анализ космологических идей Платона, рассмотренных в контексте раннего словоупотребления aiōn, позволяет поставить традиционную точку зрения под вопрос. В статье предложена попытка интерпретации понятия с учетом наиболее надежного из значений этого слова – «жизнь», расширенного ...
Добавлено: 12 июня 2013 г.
Краков : Akademia Ignatianum, 2012
Сборник посвящен проблемам интерпетации русской философии и литературы в мировой мысли. ...
Добавлено: 20 сентября 2014 г.
Бриссон Л., М. : Rosebud Publishing, 2019
Книга Люка Бриссона -- это доступный и увлекательный рассказ про первого человека, который назвал себя философом, -- Платона. "Философия рождается в шуме и ярости", -- пишет Бриссон в предисловии. Его задача -- показать, как жизненный опыт Платона связан с его пониманием философии, ставшим определяющим для всей европейской традиции. Но эта задача затрудняется тем, что вокруг ...
Добавлено: 22 сентября 2018 г.
Замятин Д. Н., Человек 2014 № 1 С. 5-17
Путешествие рассматривается как онтологическая модель воображения. В рамках модели исследуются географические образы путешествия. Выявлены ключевые характеристики, описывающие метафизику путешествия как пространственного феномена в контексте гуманитарной географии и метагеографии. ...
Добавлено: 23 октября 2016 г.
Глухов А.А., Художественная культура 2013 № 1
В статье предлагается обзор позиций известных философов (Платон, Беньямин, Хайдеггер, Деррида) по проблеме власти искусства. Несмотря на существенные различия между своими подходами к искусству, эти мыслители интересовались одинаковым кругом вопросов и проблем. Этот контекст помогает по-новому взглянуть на суровую критику, которой искусство подверглось у Платона. В его критике нет ничего особенного, скорее это типичный философский ...
Добавлено: 17 мая 2013 г.
Глухов А. А., Вестник Русской христианской гуманитарной академии 2013 Т. 14 № 3 С. 19-27
В статье рассматривается политический смысл диалектического метода Платона. Диалектике нередко придается исключительно логическое значение, однако два вида диалектики («Федр») следует трактовать политически: как движение свободы и движение справедливости. Производится сравнение трактовки диалектики у Платона, Аристотеля, Гегеля и Рикера. ...
Добавлено: 10 декабря 2013 г.
Чепурин К. В., / Basic Research Programme. Series HUM "Humanities". 2013. No. 18.
In this paper, I explore a peculiar triad found in Hegel’s later anthropological thought: individuality, intensity, and daimon (or fate), the latter identified with what Hegel calls one’s “intensive form of individuality.” In his notion of the soul’s intensity, Hegel is reconceptualizing Kant’s idea of intensity of the soul towards an anthropological theory of individuality ...
Добавлено: 27 марта 2013 г.
Макарова И. В., Платоновские исследования 2017 Т. 7 № 2 С. 127-146
В данной статье рассматривается вопрос о происхождении философского мифа о пещере, приведенного в диалоге Цицерона De natura deorum (II, 95-96), а также делается попытка его интерпретации. Цицерон утверждает, что автором этого мифа является Аристотель, но не сообщает названия текста, в котором этот миф присутствует. Принято считать, что миф о пещере излагался в несохранившемся диалоге Аристотеля ...
Добавлено: 27 января 2018 г.
Алиева О. В., Würzburger Jahrbücher für die Altertumswissenschaft. Neue Folge 2018 Vol. 42 P. 5-18
This paper examines the parallels between the theory of pleasure ascribed by Plato to the ‘enemies of Philebus’, in the homonymous dialogue, and that of the ‘wise men’, in the Republic 9. Though some of these parallels were noticed by G. Grote in 1865 and by J. Adam in 1907, their observations did not receive ...
Добавлено: 27 сентября 2017 г.
Жукова О. А., Russian Studies in Philosophy 2015 Vol. 53 No. 4 P. 276-290
Оригинальный мыслитель, выдающийся представитель русской религиозной философии первой трети ХХ века, Бердяев предъявил тему творчества в качестве духовного манифеста современности. В своих многочисленных работах он очертил контуры новой духовности, различая в ней метафизическую и социально-культурную проекции. ...
Добавлено: 4 мая 2016 г.
Ямпольская А. В., История философии 2015 Т. 20 № 1 С. 237-258
В статье анализируется проблема истины у Хайдеггера и Койре на материале интерпретации тем и другим «Государства» Платона. Хайдеггер прочитывает «Государство» прежде всего как миф о сокрытии и несокрытости, в котором раскрывается мышление бытия. Хайдеггеровское определение истины как несокрытости приводит его к выводу о том, что ложное не есть обман, искажение или уничтожение истины, но «храняющее ...
Добавлено: 20 октября 2015 г.
Алиева О. В., Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Серия 1: Богословие. Философия. Религиоведение 2012 № 3 (41) С. 105-114
Так называемый сократический протрептик традиционно рассматривается в качестве «переходной» формы от софистических эпидейктических выступлений к ранним диалогам Платона. Цель данной работы — рассмотреть свидетельства о «сократических протрептиках» и понять, можем ли мы говорить о сложившемся жанре и о переходном характере такого жанра. Кроме того, мы обращаем внимание на некоторые методологические сложности, связанные с описанием протрептического ...
Добавлено: 1 апреля 2013 г.
Горбатова Ю. В., Известия Уральского государственного университета. Серия 3: Общественные науки 2012 № 1 С. 18-25
Основным тезисом является утверждение, что те общеизвестные «слабые места» в христианском вероучении, которые регулярно подвергаются нападкам критиков и которые современные теологи-аналитики пытаются отстоять, не могут быть не только защищены, но и верно поняты, если за основу взята не онтология вещей, а онтология положений дел. ...
Добавлено: 30 апреля 2013 г.