?
Фридрих Фатер и Карл Гофман: филологи-классики из немецких университетов в России в середине XIX века
С. 171-182.
Статья посвящена развитию классической филологии в России в первой половине XIХ века. На основе опубликованных и архивных источников реконструированы научные биографии двух филологов-классиков, приглашенных из Германии - Фридриха Фатера и Карла Гофмана.
Язык:
русский
Ключевые слова: Министерство народного просвещенияclassical Philologyклассическая филологияистория университетовРоссия XIX векаHistory of universityMinistry of Public Education19th-century Russia
ПУБЛИКАЦИЯ ПОДГОТОВЛЕНА ПО РЕЗУЛЬТАТАМ ПРОЕКТА:
Ильина К. А., History of Education and Children's Literature 2017 Vol. XII No. 2 P. 263-277
The article describes the adaptation in Russia of the new methods of teaching and research developed by German classical philologists. In the 1830s they were introduced to Russian universities by students and graduates returning from traineeships abroad and by visiting German scholars. Drawing on documents from archives of Kazan and Moscow universities as well as those of the Ministry of Education, ...
Добавлено: 22 октября 2016 г.
Ильина К. А., В кн. : Історіографічні та джерелознавчі проблеми історії України. Професійна етика історика у міждисциплінарному просторі. : Днепропетровск : Днепропетровский национальный университет им. О. Гончара, 2013. С. 42-64.
Реконструирован ход научной аттестации адъюнкта Московского университета С. П. Шевырева. Анализ процедуры позволяет показать, каким образом осуществлялись выборы стратегии научной карьеры и формировалась политическая лояльность ученого сословия в России. Исследование основывается на комплексе источников (автобиографические справки, университетское и министерское делопроизводство, документы личного происхождения), извлеченном из фондов центральных и региональных архивохранилищ России. ...
Добавлено: 16 декабря 2014 г.
Ильина К. А., / Высшая школа экономики. Серия WP6 "Гуманитарные исследования". 2016.
Статья посвящена истории появления в университетах Российской империи рецензий на диссертации. Через анализ практик рецензирования квалификационных сочинений, участия чиновников Министерства народного просвещения в экспертизе научных сочинений и закрепления процесса правового требования диссертационной рецензии автор прослеживает становление рецензионного жанра и изменение критериев оценки научной продукции. ...
Добавлено: 28 января 2016 г.
Ильина К. А., В кн. : Миллеровские чтения-2018: Преемственность и традиции в сохранении и изучении документального академического наследия : Материалы II Международной научной конференции, 24–26 мая 2018 г., Санкт- Петербург. : СПб. : Реноме, 2018. С. 503-510.
В статье реконструирован механизм перераспределения экспертных полномочий по оценке диссертаций, защищенных в университетах в первой половине XIX в. Источниковая база исследования –– законодательные акты, делопроизводственные документы Министерства народного просвещения и Московского университета, а также источники личного происхождения. ...
Добавлено: 28 ноября 2018 г.
СПб. : Издательский Дом "Наука", 2016
Ежегодник, выпускаемый по итогам международной конференции по идоевропейсому язкознанию и классической филологии. ...
Добавлено: 29 октября 2018 г.
Вишленкова Е. А., В кн. : Пути России: Историзация социального опыта. Т. XVIII.: М. : Новое литературное обозрение, 2013. Гл. 27. С. 584-599.
На основе текстов личного происхождения (мемуаров, дневников и писем), а также делопроизводственной документации из университетских архивов Казани, Москвы, Харькова и министерства народного просвещения в статье прослеживается изменение темпорального сознания университетских людей России XIX века. Автор рассматривает восприятие модели прошлое-настоящее-будущее, понятие' 'бессмертие ученого', использование темпоральных глаголов для качественной оценки коллег. ...
Добавлено: 23 апреля 2013 г.
Дмитриев А. Н., History of Education and Children's Literature 2014 Vol. IX No. 1 P. 269-286
Статья рассматривает видоизменение университетской традиции в советскую эпоху и последующий период - в том, как эта традиция представлялась в печатных источниках и официальной памяти. Если в 1920-1930-е годы упор делался на революционный разрыв со старым императорским университетом, то уже с середины 1930-х годов и во время правления Сталина подчеркивалась борьба "прогрессивной профессуры" за продвижение русской ...
Добавлено: 15 ноября 2014 г.
Ильина Кира Андреевна, Диалог со временем 2022 № 78 С. 49-64
В статье реконструируются практики обучения филологов-классиков в Дерптском университете, Профессорском институте при нем, Берлинском университете в конце 1820-х-1830-е годы. Это дает возможность рассмотреть процесс формирования группы молодых ученых, будущих университетских профессоров, с разделенным пониманием дисциплинарных стандартов классической филологии, методов ее исследования и преподавания. Источниковой основой исследования являются делопроизводственные материалы, извлеченные из фонда Департамента народного просвещения, ...
Добавлено: 19 августа 2022 г.
Ильина К. А., В кн. : Заархивированная культура. : [б.и.], 2015.
Рукопись раздела коллективной монографии. Раздел посвящен делопроизводственному обеспечению процесса научной аттестации в России первой половине XIХ века ...
Добавлено: 14 мая 2014 г.
Файер В. В., Аристей. Aristeas: Вестник классической филологии и античной истории 2012 № V С. 230-238
Дан обзор событий на филологических факультетах вузов. ...
Добавлено: 9 декабря 2012 г.
Егоров А. С., Аристей. Aristeas: Вестник классической филологии и античной истории 2011 Т. III С. 154-156
Рецензия на новое критическое издание поэмы Овидия «Метаморфозы». ...
Добавлено: 27 ноября 2012 г.
Вишленкова Е. А., Ильина К. А., Вопросы образования 2013 № 1 С. 232-255
На основании архивных и законодательных источников реконструированы формы документов, интенсивность документооборота и характер делопроизводства в российских университетах первой половины XIX в. Авторы рассматривают делопроизводство в качестве административной практики, позволившей министерству привить профессорам чиновную идентичность, этос государственного служения и заставить их добровольно отказаться от административной автономии. ...
Добавлено: 23 апреля 2013 г.
СПб. : Наука, 2015
Материалы Международной конференции, проходившей 22–24 июня 2015 г ...
Добавлено: 17 июня 2015 г.
Ильина К. А., Галиуллина Р. Х., Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского 2016 № 4 С. 15-24
Статья посвящена изучению взаимодействия Министерства народного просвещения и университетов в России в области оценки диссертаций в эпоху «цензурного террора». Авторы статьи проанализировали и сопоставили законодательные акты, делопроизводственные документы архивов Министерства народного просвещения, университетов и канцелярий попечителей учебных округов Москвы и Казани, Московского цензурного комитета. Проведенным исследованием была реконструирована практика экспертизы университетской научной продукции и выявлены ...
Добавлено: 22 октября 2016 г.
Оценивание магистерских и докторских диссертаций в российских университетах первой половины XIХ века
Ильина К. А., Новое литературное обозрение 2018 Т. 150 № 2 С. 116-128
В данной статье реконструирована история появления в университетах Российской империи рецензий на диссертации. Исследование основано на делопроизводственной документации, извлеченной из архивов Министерства народного просвещения, Московского, Санкт-Петербургского и Казанского университетов. Собранный комплекс источников позволил проанализировать практики рецензирования квалификационных сочинений и изменение критериев оценки научной продукции, выявить участие чиновников Министерства народного просвещения в экспертизе научных сочинений, а ...
Добавлено: 2 июня 2017 г.
Вишленкова Е. А., Ильина К. А., Ab Imperio 2017 № 4 С. 65-107
В статье описываются неоднократные попытки российских властей установить упорядоченное управление императорскими университетами в первой половине XIX века. Для недовольства положением дел в сфере образования было несколько причин: недавно основанные университеты были далеки от эталона - старого немецкого университета - с точки зрения результатов обучения и качества исследований, а также подозрительны как питательная среда для подрывных идей. С момента вступления ...
Добавлено: 13 марта 2018 г.
Алмазова Н. С., Висник Киȉвского нацiонального унiверситету iменi Тараса Шевченка. Iсторiя 2012 № 110 С. 5-7
В статье рассматриваются взгляды А.А.Фета на перевод произведений древних авторов, в частности «Энеиды» Вергилия, в письмах профессору Казанского университета Д.И. Нагуевскому. ...
Добавлено: 26 января 2013 г.
Костина Т. В., Куприянов А. В., Ученые записки Казанского университета. Серия: Гуманитарные науки 2017 Т. 159 № 4 С. 925-941
В статье рассмотрена динамика возрастного состава профессорского корпуса Казанского университета в сравнении с Московским, Дерптским и Санкт-Петербургским университетами с момента основания до 1884 г. Материалом для анализа послужила база данных, в которую были сведены основные моменты биографии профессоров. Новые методы работы с массивом биографических материалов позволили провести анализ временной динамики объективных показателей возрастной структуры с ...
Добавлено: 27 февраля 2018 г.
Ильина К. А., Российская история 2015 № 1 С. 74-89
Документы Александровского царствования фиксируют существование в России «императорских университетов» и «ученого сословия», а документы конца правления Николая I говорят о «русских университетах» и «русских профессорах». Как за два десятилетия, прошедших между этими двумя вехами, то есть за 1830-1840-е годы, осуществилась смена ключевых понятий академической жизни, и что значил появившийся в них национальный окрас? В данной ...
Добавлено: 14 июня 2014 г.
Ильин А. А., Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 4: История. Регионоведение. Международные отношения 2020 Т. 25 № 2 С. 93-102
Введение. Юбилейные истории советских и российских вузов привлекают внимание исследователей, которые нередко видят в них инструменты для конструирования традиций и поиска удобного прошлого. Историки исследуют прежде всего прошлое вузов, каким оно изображено в посвященных истории текстах; но, как правило, эти тексты наряду с прошлым рассматривают настоящее и будущее того или иного образовательного учреждения. В настоящей ...
Добавлено: 16 июня 2020 г.
Concilium Eirene XVI. Proceedings of the 16th International Eirene Conference, Prague 31.8.-4.9.1982
Prague : Kabinet pro studia řecká, římská a latinská ČSAV, 1983
Papers of the International Conference on Classical Philology and Ancient Studies. ...
Добавлено: 1 августа 2013 г.
Белоусов А. В., Новый Гермес. Вестник классической филологии и археологии, Россия 2009 № 3 С. 65-83
Добавлено: 30 сентября 2018 г.
СПб. : Наука, 2018
Материалы чтений, посвященных памяти проф. Иосифа Моисеевича Тронского, Санкт-Петербург, 18-20 июня 2018 г. ...
Добавлено: 10 мая 2018 г.
Русанов А. В., Кульпина А. В., Электронный научно-образовательный журнал "История" 2019 Т. 12 № 86
Инструментарий латинской учености, реконструкция которого является первой задачей участников проекта, включает в себя базовый терминологический аппарат и основанные на нем способы осмысления реальности, осваиваемые всеми образованными людьми западной Европы в ходе педагогических практик, использовавшихся для изучения латинского языка. Этот инструментарий впоследствии использовался как при изучении семи свободных искусств, богословия, права, медицины, так и при осмыслении ...
Добавлено: 27 октября 2019 г.