?
Эмпиричность и универсальность a priori в феноменологической онтологии
Финиковый компот. 2016. № 11. С. 19-22.
В данной статье рассматривается трансформация кантианской категории "априори" в философии Шеллинга, Хайдеггера и Бибихина. Автор рассматривает те сложности, с которыми сталкивается предложенная данными философами эмпирическая трактовка априори, и предлагает способ их преодоления.
Научное направление:
Философия, этика, религиоведение
Приоритетные направления:
гуманитарные науки
Язык:
русский
ПУБЛИКАЦИЯ ПОДГОТОВЛЕНА ПО РЕЗУЛЬТАТАМ ПРОЕКТА:
Ищенко Н. И., Антиномии 2018 Т. 18 № 3 С. 27-46
Предметом исследования является хайдеггеровское экзистенциально-онтологическое рассмотрение феномена человеческого бытия (Dasein - «вот-бытия») как трансцендирующей структуры. В работе обосновывается вывод о том, что истолкование данного бытия в аспекте интенциональности сознания - то есть как «трансценденции» в понимании М. Хайдеггера - означает выход за пределы Гуссерлевой феноменологии. Так, поставив вопрос об интенциональности как о специфическом способе бытия (но не познания), Хайдеггер, в отличие от Э. Гуссерля, трактует последний не как акт, имманентный сознанию, ...
Добавлено: 21 октября 2018 г.
СПб. : Алетейя, 2013
В сборнике представлены результаты исследований проблематики трансцендентного в современной философии, а также объяснение контекстов, которые возрождают эту проблему, несмотря на серьезную критику как данного понятия, так и этой онтологической схемы. В нём проводится всестороннее и аргументированное обоснование актуальности критики, а также реставрации трансцендентного в рамках наиболее влиятельных контекстов современной философии, таких как аналитическая философия, феноменология, философия пост-структурализма. ...
Добавлено: 17 ноября 2013 г.
СПб. : Алетейя, 2012
Попытки философского осмысления проблем языка, мышления и культуры объединяют представителей самых различных школ и направлений социально-гуманитарной мысли. Возникающие здесь сложные и многоуровневые взаимосвязи, характеризающие символическое измерение бытия человека и культуры, образуют проблемное поле, чрезвычайно актуальное не только для лингвистики и культурологии, но и для широкого круга гуманитарных дисциплин.
В этой связи представляется интересным очертить панораму вопросов, ...
Добавлено: 25 октября 2012 г.
Ищенко Н. И., История философии 2020 Т. 25 № 2 С. 55-68
Знакомство с основными трудами Мартина Хайдеггера, такими, например, как «Бытие и Время», едва ли возможно без понимания исходных, нацеленных на критику европейской традиции исследовательских установок их автора, – а именно без осознания коренной взаимосвязи экзистенциального анализа Хайдеггера и деструкции традиционного метафизического знания. Данная взаимосвязь, будучи следствием принципиальной взаимозависимости онтического и онтологического уровней философского исследования Хайдеггера, ...
Добавлено: 11 июля 2020 г.
Ищенко Н. И., Сибирский философский журнал 2016 Т. 14 № 1 С. 256-265
Данная статья посвящена проблеме тематического предмета феноменологической онтологии М. Хайдеггера. В работе выясняется, почему Хайдеггеру пришлось оставить философские позиции Гуссерля и определить предмет феноменологии по-новому. Обосновывается также тезис о том, что решающим обстоятельством на пути преодоления Хайдеггером исходных установок философии Гуссерля явилось осознание Хайдеггером приоритетной роли самого бытия как тематического предмета философствования по отношению к ...
Добавлено: 17 февраля 2017 г.
Чернавин Г. И., Nordhausen : Verlag Traugott Bautz GmbH, 2011
Der Verfasser vertritt die These, dass die Perspektiven des phänomenologischen Projekts in einer Weiterentwicklung der phänomenologischen Methodenlehre bestehen. Die vorliegende Studie behandelt daher drei methodologische Strategien der Spätphilosophie Edmund Husserls. Als Projekte bilden sie drei methodologische Alternativen innerhalb der Husserlschen Phänomenologie und umschreiben drei Perspektiven: die "transzendentale Archäologie des Bewusstseins" (Rekonstruktion der Urstiftungen und Abbau-Analyse ...
Добавлено: 3 октября 2014 г.
Ищенко Н. И., Антиномии 2016 Т. 16 № 2 С. 39-62
Данная статья посвящена проблеме трансформации тематического предмета гуссерлевой феноменологии в философии Мартина Хайдеггера. Автор выясняет, почему невзирая на существенную близость философских позиций Э. Гуссерля и М. Хайдеггера последнему пришлось оставить позиции учителя и определить предмет феноменологии по-новому. При ответе на этот вопрос рассмотрены две точки зрения. Первая касается концепции феноменологии как трансцендентальной философии. Подчеркнуто, что ...
Добавлено: 17 февраля 2017 г.
Kirsberg I.W., Journal for the Study of Religions and Ideologies 2019 Vol. 18 No. 52 P. 142-155
This paper provides a foundation for a form of phenomenology, namely
phenomenological, that rejects the traditional phenomenology of religion in order to
provide a cognitive and non-theological discipline in the study of religion. Proposed
amendments to phenomenology are based on the ideas of E. Husserl. The simultaneous
strict distinction and necessary cooperation between facts and phenomena provided by the
impurity ...
Добавлено: 24 февраля 2019 г.
Веретенников А. А., М. : Изд-во РГГУ, 2019
В пятый выпуск Ежегодника по феноменологической фи- лософии вошли статьи, посвященные важнейшим феноменоло- гическим темам: событие, мир, интерсубъективность. В основе выпуска – материалы конференций, проведенных философским факультетом РГГУ в 2018 году: «От бытия к событию: пути пост- метафизического мышления» и «Алешинские чтения 2018: Ин- терсубъективность, коммуникация, солидарность». Кроме этого, в номере опубликованы русские переводы статей ...
Добавлено: 30 апреля 2020 г.
Руткевич А. М., Вопросы философии 2019 № 12 С. 118-131
В статье проводится мысль о том, что для А. Кожева на протяжении
его курса «Введение в чтение Гегеля» центральной фигурой являлся
«гештальт» интеллектуала. Автор статьи подчеркивает: начало перехода от отношения господства и рабства к буржуазному миру Кожев видит уже в поздней Римской империи, а в Новое время мы имеем дело
с преобладанием буржуа как человеческого типа. Интеллектуал Кожева ...
Добавлено: 18 декабря 2019 г.
Чернавин Г. И., Вестник Русской христианской гуманитарной академии 2020 Т. 21 № 1 С. 73-82
В работах Я. С. Друскина проводится то, что сам автор называет «радикальной феноменологической редукцией» к «внутреннему молчанию», которая, по его утверждению, позволяет агенту такой радикальной редукции «быть ничем». При этом Я. C. Друскин делает важную оговорку: его интересует «феноменологическая редукция, если она действительно есть…», т. е. ее существование не гарантировано. Такая оговорка придает «радикальной феноменологической ...
Добавлено: 17 марта 2021 г.
Упразднение самосознания и конституирование коллективного бессознательного в философии Густава Шпета
Афанасов Н. Б., Вестник Института мировых цивилизаций 2017 Т. 1 № 15 С. 8-14
Рассматривается понимание сознания в философии Густава Шпета. Автор показывает принципиальное значение концепта сознания как отправной точки для построения теории познания. Определяется переход от самосознания к социальному пласту бытия как основе рефлексии. ...
Добавлено: 23 октября 2017 г.
Кирсберг И. В., Преподаватель XXI век 2014 № 2 С. 222-242
Специфицировано религиозное чувство на основе качественного различия мыслительных и эмоциональных структур сознания: на примере библейских и талмудических отрывков выявлены его свойства как особой эмоции -- мирность, мерность и сопричастие. Отклонено традиционное понимание религиозного чувства как своего рода познания -- Бога, образа Бога или мира под видом этого образа. Показана взаимосвязь этого понимания с неопределённо-расширительным пониманием ...
Добавлено: 24 февраля 2014 г.
Чернавин Г. И., Interpretationes. Studia philosophica europeanea 2014 Vol. 1 No. 2 P. 85-98
Добавлено: 13 ноября 2014 г.
Кочеров С. Н., Сидорова Л. П., М. : Юрайт, 2016
Учебник включает основные разделы философского знания историю философии, онтологию, теорию познания, социальную философию, философские проблемы человека. Цель данного учебника - сориентировать студентов в проблематике философского знания, создать у них представление об основных философских понятиях и школах и стимулировать их к самостоятельному поиску ответов на вечные вопросы.
Соответствует актуальным требованиям Федерального государственного образовательного стандарата высшего образования. ...
Добавлено: 30 ноября 2016 г.
Мирошниченко М. Д., Философские науки 2020 Т. 63 № 4 С. 46-63
Статья посвящена реконструкции обсервационной философии Александра Пятигорского в контексте противостояния двух версий трансцендентального проекта человека в мире. Первый проект акцентирует внимание на инвариантной, функциональной организации познающих систем, абстрагируясь от телесной, аффективной и феноменологической реализации этой организации. Второй, напротив, делает основную ставку на феноменологической перспективе опыта данности, всегда уже зависящего от того, чей это опыт и ...
Добавлено: 26 января 2020 г.
Макеева Л. Б., Эпистемология и философия науки 2010 Т. 25 № 3 С. 42-57
В аналитической философии 20-го века был разработан новый подход к онтологическим исследованиям, основанный на анализе языка. Основная цель этого подхода состоит в том, чтобы выявить те категории языковых выражений, которые несут так называемую онтологическую нагрузку, т.е. используются для обозначения разных видов сущего. В результате в центре внимания оказывается понятие референции как отношение, связывающее то или ...
Добавлено: 20 октября 2012 г.
Малинкин А. Н., Вопросы философии 2015 № 11 С. 175-186
В фокусе сравнительного анализа – две фундаментальные проблемы методологий М. Шелера и К. Манхейма: обоснование нового социоцентрического способа мышления, представленного в социологии знания, и проблема объективности познания, связанная с отражением угрозы релятивизма. При различиях в базовых предпосылках и путях решения указанных проблем в воззрениях двух мыслителей обнаруживаются неожиданные существенные сходства. Они дают основания для изменения ...
Добавлено: 3 марта 2016 г.
Чернавин Г. И., Horizon. Феноменологические исследования 2013 Т. 2 № 1 С. 28-47
В этой статье рассматриваются проблематика имманентной телеологии опыта в рамках трансцендентальной феноменологии, в том числе такие проблемы как наполнение интенции, адекватная очевидность, импликации разума в опыте. Отдельное внимание уделяется тематике Вещи, которая рассматривается как «регулятивная идея» и как τέλος. В статье также обсуждается синтез согласованности опыта и мысленный эксперимент по нарушению согласованности. В заключение будут ...
Добавлено: 14 октября 2014 г.
Кирсберг И. В., Философия и культура 2012 № 11 С. 29-38
В первой части статьи обосновано понимание богословия как не науки: по феноменологически выявляемым особенностям чувства в отличие от мышления показано ценностное, а не познавательное качество богословия. По особенностям взаимодействия чувства и мышления, соответственно с различением видов соподчинения ценности и знания, показана неоднородность богословия как дисциплины – с преобладанием ценностного. Таким же образом предусмотрено религиоведение – ...
Добавлено: 31 января 2013 г.
Глебов О. А., Метаморфозис 2018 Т. 2 № 3
В статье автор интерпретирует суждения из "Апофеоза беспочвенности" и приходит к выводу о том, что беспочвенность является разновидностью онтологической негативности, при помощи которой человек может иметь непосредственный опыт действительного. ...
Добавлено: 2 марта 2020 г.
Морозова М. В., Соловьевские исследования 2014 № 1 (41) С. 119-131
В данной статье рассматривается теория символа в философии А.Ф. Лосева, предлагается условно следовать разделению философских воззрений мыслителя на ранний и поздний этапы. Даётся обзор и анализ основных положений раннего творчества, относящихся к тематике символа, с опорой на такие произведения как «Самое само» и «Философия имени». Излагаются и анализируются базовые идеи поздней философии, приведённые в сочинении ...
Добавлено: 4 апреля 2014 г.
Рябушкина Т. М., Антиномии 2017 Т. 17 № 4 С. 7-23
Восприятие познающим субъектом независящей от него реальности, несмотря на историческое первенство и соответствие интуиции обыденного сознания, в процессе развития феноменологической теории познания утрачивает значение источника новизны содержаний сознания и основы всякого приобретенного знания. Основанием отрицания восприимчивости является невозможность установления соответствия между несвязанными чувственными данными и понятиями, выполняющими функцию единства. Полагание исходных связей результатов восприимчивости также ...
Добавлено: 8 июня 2017 г.